Долгое время меня не покидало унылое чувство "неразгаданности"
языка Тарот. В самом деле, структура и общий смысл арканов описаны в литературе
сотни раз. Более того, на все лады вскрыт «тайный мистицизм» карт, однако
лавина эзотерических, алхимических и философских толкований сродни чернильному
облаку, выпущенному осьминогом. Завеса сокрытия только привлекает. Я понимал,
что смысл - где-то рядом, буквально на поверхности, что требуется всего лишь
независимый и спокойный взгляд, способный "ухватить" его. На картах –
прежде всего старинных - нет случайных элементов, все детали аркана указывают на
его основную идею, ясную и завершенную. Я допустил, что на ранних (то есть
наиболее адекватных) образцах Таро 15-17 веков символы как бы
"рифмуются" между собой, образуя цельную аллегорию, подобие
поэтической строфы. Часто исследователь выхватывает из контекста карты те или
иные символы, но беспомощно умалчивает об остальных либо строит "туманные
догадки" об их истинном содержании. Я решил "раскрепостить
сознание", отвлечься от хрестоматийных азов «таронавтики» и вооружиться
верой в согласованность мелочей.
Чем объяснить удивительный и несомненный феномен, известный как «эффект
Тарот», способность карт выражать некую завершенную идею, мысль или подсказку?
Тем, кто работал с раскладами, хорошо знаком «эффект дежавю» - «воспоминаний о
неслучившемся»; «узнавание» событий, вещей, элементов и признаков, с которыми
не сталкивался в реальной действительности. Дело в том, что карты обращены не
столько к подсознанию, сколько к ЗНАКОВОСТИ нашего восприятия, переживаний, опыта,
мышления и речи. Диалог человека с окружающим миром бесконечно разнообразен, но
каждая реплика этого диалога есть МИФОЛОГЕМА, элементарный символический образ,
наполненный нравственным содержанием. Способность откликаться на символы и
постоянно творить их в душе и сознании присуща каждому человеку. Более того,
ассоциации, или законы построения мифологем, довольно схожи у людей самых
разных культур, эпох и убеждений. Таким образом, можно говорить как бы о
«сверхъязыке», или «архетипичности», о том, на чем построены искусство, мифология
и Судьба (то есть сбывшийся, реализованный миф, с поправкой на конкретные
обстоятельства, разумеется).
![]() |
Эдип, беседующий со Сфинксом |
Фрагмент из письма:
Множество книг, посвященных методикам освоения Таро, учат
поверхностному рассматриванию картинок с последующим механическим соотнесением
арканов с таблицей значений. Однако Таро - это не таблица умножения, равно как
и не таблица, скажем, химических элементов с их удельной массой и вполне
предсказуемым поведением.
Видимые изображения на картах - это лишь
"дверцы", которые нужно научиться приоткрывать. Сюжет карты, если
отнестись к нему непредвзято, - чрезвычайно вариативен, причем конкретное
истолкование значения зависит от поставленного вопроса, а также от влияния окружающих
карт. Можно сказать, что карты при каждом сеансе работы означают нечто новое,
отличное от того, что они сообщили в прошлый раз и по другому поводу. Если бы
карты четко соотносились с определенными стереотипами и складывались в
предсказание почти механически, подобно тому как слово
складывается из букв, а предложение - из слов, - для каждого третьего гадания приходилось бы обращаться всё к
новым колодам, потому что прежние "израсходовали" свой
"вещательный потенциал". Возьмем, к примеру, Шестерку Мечей и перечислим
ее наиболее распространенные толкования, почерпнутые из авторитетных
источников:
![]() |
Универсальное Таро Уэйта |
Путешествие по воде,
неизвестность, смутные очертания нового, организационные хлопоты, «подвешенное»
состояние, волнение, консультант, переходный период, расставание, «от
раздробленности к целостности», задание, необходимость.
«Друзья по несчастью»,
договоренность, аноним, «тихая гавань», шторм позади, семейные тайны,
попутчики, приключение, стечение обстоятельств, бегство, общие интересы,
посольство, резерв, изгнание, нахлебники, заложники, поставленные условия,
тайные намерения.
Мгновение доступной
пониманию истины, явленность. Нет обстоятельств, но есть попутчики. Мы скользим
по жизни в ладье настоящего, между сомнением и надеждой.
![]() |
Универсальное Таро Дали |
В рамках традиции
Дзэн Ошо предлагает следующую версию:
Между жизнью и умом
существует постоянная дистанция. Ум косный, а жизнь подвижна и изменчива. Ум
коллекционирует мертвые следы жизни. Противоречие, зазор между умом и жизнью
вызывает страх неправоты и притупление восприятия.
![]() |
Богемские Барочные Коты |
Ну и что? Какую интерпретацию выбрать для конкретного случая? По каким признакам одному из значений следует отдать предпочтение перед другими?
"Внимательно смотрите на карту, - и вам явится
озарение!" - советует лавина учебников по Таро. Большинство исполнительных
читателей так и поступит - и, скорее всего, будет жестоко разочаровано!
С того момента, когда карты извлечены из колоды и
разложены определенным образом, когда им задан вопрос, но ответ всё ещё требует
расшифровки, - природа арканов меняется. Только минуту назад они были обычными
картами, колодой, набором условных знаков, архетипов, упакованных в коробочку.
Отвечающие карты - уже не картон, а ОРАКУЛ. Его свойства отличаются от всего,
что характерно для нашего мира и нашего обыденного мышления. Если не делать это
важное допущение, трудно признать, что карты способны отражать будущее либо
проникать в тайны, недоступные логическому восприятию.
По отношению к реальности расклад Таро есть АНТИМИР, либо
"утопия", берущая начало в физическом измерении, однако устремленная
в измерения иные, - как в плане времени, так и в плане состояния духа.
"Непривычные отношения между привычными
понятиями" - вот что такое Таро. "Привычные понятия" узнаваемы -
их можно соотносить и ассоциировать друг с другом, однако расклад, прочитанный
на уровне "привычных понятий", - совершенно не информативен, он
просто ни к чему не ведет. Это как замкнутый круг, тупик, печальная
разрозненность изображений - и никакого откровения!
Принцип мистического языка карт, а также особенности их
проявления именно в раскладе, - натолкнули меня на идею о сходстве Таро с
волшебной страной Зазеркалья, описанной Льюисом Керролом в его сверхзнаменитой
"Алисе".
Коротко говоря, в Зазеркалье действуют законы
"обратного измерения". Их логика абсурдна для нашего мира, однако это
всё-таки ЛОГИКА, и автор "Алисы" гениально обыгрывает главный эффект
Таро: ЭФФЕКТ НЕПРИВЫЧНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИВЫЧНЫМИ ПОНЯТИЯМИ и объектами.
Время Зазеркалья развивается от настоящего к прошлому. Из
этого следует, что причины и следствия не вытекают одно из другой, но всякое
следствие ВЛЕЧЕТ за собой причину. Жители
Зазеркалья превосходно осведомлены о том, что их ожидает. Фактически, они
ПОМНЯТ СОБСТВЕННОЕ БУДУЩЕЕ. Они лишь проживают некий воображаемый сценарий
судьбы, придавая ему статус действительности.
Становится непонятно, поэтому перейду к примеру. Белая
шахматная королева, которую встречает Алиса, внезапно вскрикивает от
боли, а из ее пальца начинает сочиться кровь. Королева не совсем уверена, ЧТО
ИМЕННО с ней произошло, однако через пару минут она случайно прокалывает себе
булавкой палец, после чего боль и кровотечение прекращаются.
Итак, первое, что замечает Королева, - это прямой
результат ОТНОШЕНИЯ БУЛАВКИ К ПАЛЬЦУ. Связь уже есть, но сами объекты пока не
явленны. Наконец, они проступают (обнаруживают себя), - и ситуация получает
свое завершение, рана исцеляется.
Совершенно тот же эффект наблюдается в раскладе Таро.
ВНАЧАЛЕ связи и отношения, и только потом, очень постепенно, - признаки и
качества объектов, их "узнаваемость", соотнесенность с привычной
действительностью.
Общая картина ситуации, на которую гадают, проступает из
подсознания подобно медленно всплывающему айсбергу. Смутные тени, неясные
очертания, затем - то там, то здесь, - верхушки ледяных гор над поверхностью
океана, и наконец, во всем великолепии играющих на солнце граней и причудливых
ледяных скульптур, является сам айсберг - ледяная гора или даже остров, вполне
отчетливо видимый, однако частично погруженный в пучину "материнской"
среды подсознания.
Следует помнить, что карты отражают те аспекты ИНОГО
ИЗМЕРЕНИЯ, которые лишь претендуют на событийность и которые наш рассудок
постичь не в состоянии. Карты любят, когда человек отдает себе отчет, зачем
именно ему нужны те или иные сведения. В зависимости от намерений ответ
предоставляется с разной степенью точности, а главное - с тактичным и мудрым
советом, какой выбор предпочесть.
Важно понять, что наша жизнь, - в какой бы георгафии мы
ее ни проживали, - целостна, она не состоит из случайных эпизодов. Обращаясь к
картам, мы уподобляемся Белой Шахматной Королеве из "Алисы в
Зазеркалье", которая чувствует боль, однако не может пока понять ее
причину, не может уловить ТУ СВЯЗЬ (между булавкой и пальцем), которая станет
ЯВНОЙ лишь со временем!
Мы полагаем, что НЕ ПОМНИМ СВОЁ БУДУЩЕЕ, в отличие от жителей Зазеркалья. Но Таро его "помнит" - и
помогает нам прожить нашу судьбу так, чтобы мы по глупости не испортили себе
удовольствие.
В минувший четверг коротал вечер за
статьей о пространственном принципе средневекового храма. И вот там написано о
нижнем кубическом и верхнем купольном пространстве, первое из которых
отождествляется с миром земным, а второе
– с миром Небес Обетованных, о подвижных и неподвижных небесных сферах, жилищах
ангелов, и о Божественных чертогах (то, что в Каббале называется
"Хейхалот"). Внезапно упоминание о трансформации сакрального
пространства, о "перетекании" верхней его природы в нижнюю, - совместилось
в моем воображении с арканом Маг, - и так я обнаружил ключ к этой карте. Она
внезапно как бы приобрела объем, и этот эффект «трехмерности» мгновенно
расставил всё по своим местам! Разумеется, в последующие дни я сделался
странным и рассеянным, плохо воспринимал окружающее, потому что думал о других
Старших арканах. Если мой подход верен, остается лишь дивиться, какая пропасть
искусственных и ложных толкований лежит между древними и новейшими колодами,
насколько переврано и запутано всё поколениями мистиков и оккультистов, сколько
домыслов и натяжек разрешили себе умные, в принципе, люди. Идея каждого аркана
- в ее простой, изящной, незамутненной форме, - представляет собой АФОРИЗМ, в
котором духовный план сочетается с практическим, в котором всё улыбается и
взаимодействует (что вообще характерно для ментальной природы итальянского
искусства). Только теперь у меня есть право и стимул описать свои впечатления и
поделиться ими. Египетские мистерии, Иудаизм (в частности, Каббала), Античная
философия и Эпоха Возрождения - вот четыре великих источника, питающих душу
Марсельского Таро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий