Этот блог посвящен картам Тарот как феномену, к которому невозможно отнестись вполне объективно, ведь речь идет о символах, о чем-то среднем между «очевидным» и «невероятным». Таро помогает обнаружить не столько факты и улики Судьбы, сколько скрытые связи и закономерности, понимание которых избавляет нас от страха перед будущим и даже позволяет влиять на него. Таро как бы приподнято над физическим планом бытия, это зеркало формирования событий, желаний и выбора. Это в высшей степени ГУМАНИТАРНОЕ явление, вот почему я с радостью приглашаю всех НЕРАВНОДУШНЫХ к теме Тарот специалистов принять участие в комментировании блога. Я с не меньшим уважением приветствую и тех, кого просто занесло на мою страничку волей случая или из любопытства, ведь «Письма о Тарот» – будучи свободными авторскими текстами – посвящены в какой-то мере КАЖДОМУ, кто даст себе труд в них вчитаться.
В наши дни Таро наконец-то сделалось официальной ценной составляющей истории культуры, символом как нынешней эпохи, так и времен, давным-давно минувших. Отвергаемые религиозными институтами за упрощенную, пародийную передачу "вечных истин духа", карты, тем не менее, повязаны и с религией, и с философией, а также с мистикой, мифологией, книгопечатанием и художественной иллюстрацией. Со времен Фрейда и Юнга Таро тесно соприкасается с психологией и психотерапией. Мы живем в век технологий и ощущаем растущий дефицит свежих идей. Мы ускоряем и совершенствуем, однако изобретения даются нам с трудом, поскольку связаны с мистическим озарением, догадкой, всплывающей "из ниоткуда".

В наши дни Таро наконец-то сделалось официальной ценной составляющей истории культуры, символом как нынешней эпохи, так и времен, давным-давно минувших. Отвергаемые религиозными институтами за упрощенную, пародийную передачу "вечных истин духа", карты, тем не менее, повязаны и с религией, и с философией, а также с мистикой, мифологией, книгопечатанием и художественной иллюстрацией. Со времен Фрейда и Юнга Таро тесно соприкасается с психологией и психотерапией. Мы живем в век технологий и ощущаем растущий дефицит свежих идей. Мы ускоряем и совершенствуем, однако изобретения даются нам с трудом, поскольку связаны с мистическим озарением, догадкой, всплывающей "из ниоткуда".
Знаменитый фантаст Филипп Дик назвал Таро "машиной для изобретения сюжетов". В этом определении указана важнейшая функция Таро как универсального инструмента ИНТЕРПРЕТАЦИИ, ведь с помощью карт можно объяснить и воссоздать на языке человеческих понятий всё что угодно – от мыслей вашей кошки до сокровенных тайн Вселенной. Таро не позволяет воображению гадателя разгуливать "без руля и без ветрил", оно всегда апеллирует к ЗАКОНУ РАВНОВЕСИЯ и, подобно египетскому богу Анубису, ВЗВЕШИВАЕТ на весах духовной справедливости меру удовольствия и меру страдания, отпущенные человеку. Таро учит, что каждое жизненное обстоятельство ОБУСЛОВЛЕНО множеством других, но в первую очередь - моральным выбором. Не столь важен объем фактических знаний о мироустройстве и не столь важно, каких религиозных догматов придерживается человек, но первостепенное значение имеет то, ЧТО он в итоге выбирает, к чему стремится на практике и какие ценности определяет для себя в качестве истинных.
Меня интересует – в частности - концепция Таро в ее связи с иудаизмом и еврейской традицией, которая резко отвергает причастность карт к собственным культурным устоям. То, что я собираюсь изложить в своих записях, моментально поставит меня в сложную ситуацию "между двух непримиримых огней" - ортодоксальной религией и крайней степенью языческой свободы, без которой немыслимы ни мистика, ни искусство. Религия построена не только на вере, но на рамках, границах и неприкосновенных догмах. Религия против отождествлений с ИНЫМ культурным ландшафтом, кроме ею же провозглашенного, ей всюду мерещатся идолы и дьяволята...
Даже сам процесс гадания и чтения раскладов не представляется мне настолько увлекательным, как стройное и целостное объяснение "философии карт", их иносказательного языка, тех глубоких истин, которые в них зашифрованы БЕЗ ПРИВЯЗКИ К ЧЬЕЙ-ТО КОНКРЕТНОЙ ЖИЗНИ. Само
название «тарот» (ивр. תארות) имеет отношение к «הארה», «хаара» - «освещение», «объяснение». Форма תארות указывает на отношение к будущему, это как бы «ПРЕДосвещение», «предварительное
разъяснение» . Карты Тарот, - в их изначальном замысле, - являются не просто
инструментом знания, но и средством сдерживания – благодаря полученному знанию
- злого начала в человеке ("йецер ха-ра"), это напоминание о НЕОЧЕВИДНЫХ, НО НЕИЗБЕЖНЫХ связях между явлениями, о том, что если человек выбирает зло, - оно вернется к нему бумерангом. Просто Тарот показывает не поверхность, но суть событий с удивительным изяществом и наглядностью. Это не столько ОРАКУЛ, сколько "отвратитель от ошибок", напоминание о ценностях, которые сопровождают душу на протяжении циклов реинкарнации и в конце концов спасают от печальной судьбы.
![]() |
Таро Белых Кошек |
Изобразительный ряд Таро может отличаться некоторой топорностью картинок, поскольку в картах символ важнее уровня ТЕХНИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ рисунка. Таро - это как бы "шпаргалка культуры", ее память и сжатый конспект. Вместе с тем, для того, чтобы карты "говорили", они должны нравиться, как бы гипнотизировать восприятие, проникать в его магическое пространство и вызывать целостное, ясное представление по теме заданного вопроса.
Хотя игорная функция Таро практически сошла на нет еще в позапрошлом веке, возрождается культура гадания, медитации и психоанализа с помощью Таро. Дотошные исследования символики арканов иногда переходят все границы здравого смысла. Известно, что с конца 18-го века в Европе, и в первую очередь во Франции, начинается бурное тиражирование Марсельской колоды. Учитывая примитивную методику тогдашней печати, производителям было не до оккультных тонкостей изображения: они просто "гнали вал" для народа. Сегодня каждому штриху старинных арканов стремятся назначить заумное мистическое толкование, а это уже беспомощное школярство, а не «алхимия искусства» или «алтарь Истины».
Хотя игорная функция Таро практически сошла на нет еще в позапрошлом веке, возрождается культура гадания, медитации и психоанализа с помощью Таро. Дотошные исследования символики арканов иногда переходят все границы здравого смысла. Известно, что с конца 18-го века в Европе, и в первую очередь во Франции, начинается бурное тиражирование Марсельской колоды. Учитывая примитивную методику тогдашней печати, производителям было не до оккультных тонкостей изображения: они просто "гнали вал" для народа. Сегодня каждому штриху старинных арканов стремятся назначить заумное мистическое толкование, а это уже беспомощное школярство, а не «алхимия искусства» или «алтарь Истины».
Относительно новая разновидность Таро - колоды для детей. К ним относятся большинство "Сказочных" Таро, Таро Гномов, Эльфов, Друидов, Таро Драконов и Пиратов, Рыцарей и Принцесс, Таро по мотивам известных детских книг (равно как и литературной классики для взрослых). Всё это указывает на связь Таро с интеллектуальным кругозором, мышлением и любознательностью, с теми основами, которые пытаются привить детям уже в раннем возрасте...
Комментариев нет:
Отправить комментарий