В чем же смысл СОКРЫТИЯ тайны («Цимцум»),
разлитой в окружающей нас природе? Тайны Бога, тайны мирового Духа, тайны
Будущего? Мы не в силах постичь даже самих себя, и наше восприятие, наше
сознание лишь ПОДОЗРЕВАЕТ некую «изнанку» доступной реальности – по тем
легчайшим намекам, которые проступают на поверхности вещей, отражаясь в
символах, знаках и мифах. Возможно,
таким образом нам предлагают повод к духовной работе, - считает Каббала. Будучи
Всесильным, Творец излучает бесконечную любовь к Своим творениям, но открыть ли
сердце этой любви, избрать ли ее, стремиться ли ощутить себя ее частью, - каждый
решает в индивидуальном порядке.
ФРАГМЕНТ ИЗ ПИСЬМА
Своими
корнями таинственная наука алхимия восходит к эпохе Древнего Египта. Затем, с
11 века, дух этой науки подхватывает арабский ренессанс, и лишь с первыми
волнами крестовых походов алхимические идеи гармоничного союза между Духом и
Материей проникают в Европу, где в 17 – 18 веках переживают новый расцвет.
Окруженная секретностью, алхимия в то же время подпитывается одержимостью своих
адептов, ищущих так называемый Философский Камень - совершенное вещество, в
котором заключена божественная энергия, способная подарить вечную жизнь,
мудрость и исцеление.
![]() |
Таро Королевы Виктории. Аркан "Алхимия" |
Попытки обратить свинец в золото - лишь этапная цель
алхимиков. Для безопасной передачи своих знаний и накопленного опыта они
разрабатывают целый арсенал условных обозначений, символов, эмблем и аллегорий,
понимание которых недоступно посторонним. Однако лично для меня особую ценность
алхимии представляет ее философский подход к Природе, в частности, теория
познания через интуитивное и "сопричастное" постижение, то есть
исследование духовных свойств материи и отношение к ней как к живому существу.
Именно
под мощнейшим влиянием алхимии и ее "тайного языка" формируются
Арканы второго (после Висконти-Сфорца) поколения, составляющие Марсельский канон. Каждая деталь
рисунка намекает в Марсельском Таро на определенную идею. К счастью, не утрачен
духовный аспект алхимии, ее философия и умение совершенно поразительно смотреть
на обыденные вещи. Ценность марсельских арканов - именно в идеях, а не в
практике алхимических процессов.
В
частности, алхимиками разработана теория «уподобления объекту», когда с помощью
зрения можно задействовать элементы других органов чувств - слуха, обоняния и
даже осязания. «Уподобиться объекту» - значит приблизиться к его пониманию
через ощущение внутренних свойств этого объекта, как если бы он обладал нравом,
или характером, а его структура заключала бы в себе, помимо грубой материи,
некий божественный флюид.
![]() |
Таро Мирового Духа |
Слово
"алхимия" происходит от
древнеегипетского "кама" - земля, грунт, и арабского "эль"
- учение, область, тема. "Эль-кама" - это и есть "алхимия".
Наблюдая
ежегодные разливы Нила, древние египтяне заметили, что река, отступая к прежним
границам, оставляет на полях слой плодородного ила, который обеспечивает
урожай, то есть является плодоносной силой. Египтяне решили, что в этом иле
содержится могущественный Дух Жизни, повелевающий злакам расти. Были
разработаны специальные ритуалы для извлечения чудесного духа из оков песка,
бренной материи, - и для использования его в медицине, а главное - для спасения
души. Эти первичные представления согласуются с теорией Юнга о закономерностях
психических процессов. Юнг считал, что в нашем подсознании хранится безотчетный
арсенал универсальных символов, - эмоций, опыта и окружающего мира, - однако человек
активизирует только те символы, которые согласуются с его природными
наклонностями, то есть с характером и натурой. В общих чертах практически все
символы запечатлены в мифологии и обрядах различных культур. Реализация того
или иного символа приводит на практике к решению, выбору или поступку, а в
целом это - строительные кирпичики судьбы.
![]() |
Св. Евангелист Марк |
![]() |
Висконти-Сфорца. Аркан "Маг" |
Для Европы Таро явилось загадкой то ли Египта, то ли Иудеи, - но оказалось
"золотым песком", намытым в потоке культурной миграции с Востока -
наряду с идеями и легендами. Безусловно, античная философия и средневековая
алхимия обогатили семантику арканов,
превратили притчи в архетипы, позволили связать Таро с гуманитарным мышлением
как таковым, с искусством и наукой в их сегодняшнем состоянии... Тем не менее
комментарии к Торе и работы еврейских мудрецов остаются лучшим на сегодняшний
день "ключом к Таро". По иронии судьбы, образы старинных колод 15 - 17
веков взирают на мир "еврейскими глазами", хотя внешняя композиция
большинства старших и придворных арканов, их «технический эскиз» прямо
позаимствован из христианской иконописи 12 – 15 веков (особенно это касается
Византийской школы).
Зоар неоднократно ссылается на загадочную «Книгу Адама»,
которую, якобы, видели мудрецы эпохи Талмуда – и в которой, согласно их
утверждениям, отмечается факт шарообразности земли, а также указывается, какие
дни и часы какими ангелами управляются, раскрываются тайны солнцестояний и
противостояний земли и солнца.
Мидраш поясняет, что для рук и ног Адама Господь собрал
земли со всех частей света. Для туловища Он взял земли Вавилонской, а для
головы - земли Эрец Исраэль. Затем Б-г взял воду ото всех океанов мира, смешал
ее с отобранной землей и сформировал тело Адама на вершине горы Мориа, той
самой, где впоследствии был выстроен Храм Соломона, а ныне находится
иерусалимский Купол Скалы.
Прежде чем вдохнуть в Адама жизнь, Господь открыл его
духу видения будущего и показал судьбы человечества, дабы внушить ему чувство
ответственности за свои деяния в материальном мире. Пробужденный в теле дух
Адама должен был забыть о данном ему откровении, ибо высшим существом делает
человека самостоятельный разумный выбор. Тем не менее НЕЧТО всё-таки удержалось
в сознании первого из людей, некий след удаленной из памяти информации, ее
символ, раскрытый Адамом в таинственной Книге.
Итак, материя и информация могут иметь сходную, двоякую
природу, обладать «поверхностью» и «глубинной сутью», постичь которую стремится
душа. Согласно Каббале, всё в мире и за его пределами – лишь видимость, за
которой стоит проявление Божественного Света. «Мы – проекция некоторого более
высокого уровня бытия, - пишет Адин Штейнзальц в книге «Творящее Слово». – Мы
всё время что-то получаем от этого уровня, можем даже пытаться расти в
направлении его, но совершенно не можем постичь его. Рай можно уподобить
первоначальному тексту. Рай – это место или сущность, где пропорции и порядок
совершенны, не нарушены и не загрязнены человеком. Даже не столько грехи людей
разрушают текст, сколько неправильное пользование свободой, данной человеку.
Будучи свободны выбирать и не умея прочесть букв Творения, мы сдвигаем их с
места и нарушаем порядок в мире»
![]() |
Зевс |
![]() |
Старинное Итальянское Тарот |
Хотя античная традиция отдает предпочтение живому слову
перед написанным, - то есть речи перед текстом, - и в этом причина, почему
Сократ не фиксировал свои размышления на пергаменте или табличках, - в
еврейской традиции первичен именно текст (Торы) – как Откровение, дарованное
человеку Всевышним. Речь является лишь слабым, ограниченным отсветом этого
изначального Текста, который, как и мир, вмещает в себя бесконечную мудрость Создателя.
«Мы произносим слова безо всякой надежды ощутить когда-нибудь – что же за смысл
стоит за ними. Стоит захотеть быть совершенно точным в своих словах, как слов
не остается вовсе. По крайней мере таких, которые удовлетворяют этим
требованиям». С тех пор как утрачены сакральные взаимоотношения между предметом
и его именем, человеческая речь и Божественная сущность разошлись.
![]() |
Святые Гурий, Самон и Авив |
![]() |
Марсельская колода Клода Бурделя. Аркан "Влюбленные" |
Искусство Таро, как и всякое искусство вообще, -
предполагает особый подход к восприятию информации, к ее «знаковости»,
символичности и «небуквальности». Всякое существование принимает форму,
постижимую для нас, только когда уменьшается Божественное в нем. С другой
стороны, наибольшее откровение, доступное человеку, - это откровение его
собственной души, способной видеть «бесконечное внутри конечного», то есть
наполнять символы конкретным содержанием и связывать их между собой.
![]() |
Икона "Лествица" |
![]() |
Марсельская колода Клода Бурделя. Аркан "Башня" |
Речь не способна передать нечто,
совершенно неизменное и неподвижное. Когда мы говорим, то характеризуем
отношение нашего сознания ко времени в тех или иных его ощутимых проявлениях.
На протяжении жизни мы как бы путешествуем по лабиринту, очертания которого
непрестанно меняются, и опыт исследования этого непостижимоголабиринта
постепенно оформляется для нас в логически завершенный смысл - увы, весьма
субъективный.
На заре двадцатого века некто Мишель
Бютор изобрел науку ИТЕРОЛОГИЮ, которая изучает связь путешествия с письмом,
чтением и литературными жанрами. Человеку невыносимо сознавать, что он бродит в
отведенном ему пространстве бесцельно, поэтому почти всякое путешествие сквозь
время и географию носит характер паломничества. Прибытие туда, куда ты
стремился, парадоксальным образом может ощущаться как потеря, а вот сама дорога
запоминается как приобретение.
После того как Тесей убил Минотавра и
живым выбрался из Критского лабиринта, он изобрел танец, воспроизводящий его
плутания в лабиринте и, направляясь морем домой, ежедневно танцевал на палубе
корабля с самыми красивыми юношами из команды.
В новейшие времена благочестивым
христианам Европы, которые не могли предпринять утомительное паломничество в
Иерусалим, предлагалась в больших соборах альтернатива - символическое
путешествие по лабиринту, в центре
которого располагался "Иерусалим условный".
Мудрецы говорят, что Тора была дана
чёрным огнем по белому огню, и для сознания это – величественный пробраз
ЛАБИРИНТА.
Печать лабиринта несет на себе письменность - и
практически всякий город. Кстати, город, при всей универсальности его
организации, разобщает человека с окружающими, как бы изолирует его. Именно
город - с его разноплановой архитектурой и сложным переплетением улиц - породил
определенные жанры в литературе и музыке, создал типаж "потерянного"
героя, фланёра и наблюдателя, понятия не имеющего, куда он, собственно, идет.
Расклад Таро – это
тоже своего рода лабиринт, и смысл его прохождения – в духовном усилии, которое
бы позволило не перехитрить судьбу, но получить предупреждение о ее скрытых
намерениях. Важно помнить, что исправлению подлежит не судьба как таковая, но
система ценностей, определяющая
дальнейший характер развития событий.
ФРАГМЕНТ ИЗ ПИСЬМА
Связь Таро с мистериями Древнего Египта никогда не была научно доказана. Кур де Жебелен, высказавший догадки на этот счет в 18 веке, положил начало стойкой эзотерической традиции, ибо в его время мода на "древнеегипетское" была такой же влиятельной, как существование Атлантиды или "жизнь на Марсе" в наши дни.
По
сути, загадка Таро сводится к тому, существует ли некое древнее знание,
намеренно скрываемое устоями официальных религий?
В
самом общем смысле изобразительный ряд Старших Арканов Таро повествует о
реинкарнации, то есть о процессе переселения душ, об их разлучении с бренной
оболочкой и новых воплощениях после того как память об очередной прожитой жизни НАЧИСТО УНИЧТОЖЕНА.
Вероятно,
существуют некие принципы коррекции перевоплощения, его
"качественности", ведь наша судьба, по сути, представляет собой итог
СЛИЯНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ ПРИРОДЫ В РАМКАХ ЗАДАННОГО ВРЕМЕННОГО
ПРОМЕЖУТКА.
Именно
двойственная природа человека провоцирует в нем борьбу и поиск, отсюда
жизненный путь аллегорически можно представить как БЛУЖДАНИЕ В ЛАБИРИНТЕ ИСПЫТАНИЙ. Этот ЛАБИРИНТ подвижен, конфигурация
его переходов постоянно меняется, что предопределено природой Времени, то есть
ТАКОГО ДВИЖЕНИЯ ФОРМ И СОБЫТИЙ, когда они непрестанно
складываются в новые сочетания и комбинации. Как обнаружил еще Энштейн, время способно
деформироваться или протекать неравномерно в разных точках пространства. Оно
также разделяет ИЗМЕРЕНИЯ, то есть предполагаемые ВЕРСИИ нашей Вселенной,
которая есть гигантский Лабиринт материи, озаренный
Божественной Волей.
В
повести Александра Грина "Золотая Цепь" герои попадают в дом некоего
богача, устроенный так, что комнаты постоянно движутся, поэтому общий план особняка НЕУЛОВИМ. Эта
модернизированная идея Критского лабиринта с Минотавром
использована в фильмах типа "Куб" или "Матрица", однако
лучшее ее воплощение - письменность.
Организованный
ряд символических знаков есть фрагмент Лабиринта, в котором
"поймана" некая мысль.
Идеальным
графическим символом человеческой судьбы служит вопросительный знак
"?". Мы как бы сверху наблюдаем человека, готового войти в Лабиринт. Первые несколько шагов
просты и очевидны - ПО ПРЯМОЙ. Это уровень логики, рассудка, привычных устоев.
Однако с началом противоборства Духа и Материи маршрут лабиринта резко меняется, он
кружит и петляет, расставляет ловушки, испытывает загадками, совсем как Сфинкс
с Десятого Старшего Аркана "Колесо Судьбы".
Характерно,
что вопросительный знак не описывает "мертвую петлю", но обрывается
как бы "на полуслове". На самом деле он не обрывается, а переходит В
ИНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ, скрытое от наблюдателя.
Успех
всякого расклада Таро (а расклад - это символический УЧАСТОК ЛАБИРИНТА) заключен в ГРАМОТНОМ ВОПРОСЕ, потому что
именно вопрос является той "приманкой", на которую реагируют наши
подсознание и интуиция...
Итак,
тайна времени, событий и судьбы лежит в извивах Лабиринта. Мифологически этот Лабиринт представлен Мировым Змеем
Уроборосом, кусающим собственный хвост, а
также орнаментами и письменами. Змей
Уроборос иногда изображается обвитым вокруг Мирового Яйца. Он символизирует
цикличность Бытия, возврат к исходному и непрестанное разрушение материи ради
воссоздания новых форм.
На Двадцать Первом Старшем Аркане Таро Мировой Змей представлен в виде венка, опоясывающего танцующую человеческую фигуру. Это карта успешного прохождения сквозь Лабиринт. Дух наслаждается близостью к Творцу и свободой от дальнейших нисхождений в материю: школа закончена, дом обретен...
![]() |
Змей Уроборос: внешняя граница Вселенной |
На Двадцать Первом Старшем Аркане Таро Мировой Змей представлен в виде венка, опоясывающего танцующую человеческую фигуру. Это карта успешного прохождения сквозь Лабиринт. Дух наслаждается близостью к Творцу и свободой от дальнейших нисхождений в материю: школа закончена, дом обретен...
Комментариев нет:
Отправить комментарий