Фрагмент
письма:
Ни
в моей жизни, ни в моих заметках нет цельности, всё в состоянии рассеяния
вавилонского, фрагментами, прозябающими вдали от собратьев. Мне постоянно
кажется, что я знаю пока недостаточно для того, чтобы с кем-то делиться идеями.
Таро для меня - тема универсальная и практически неисчерпаемая. Иногда я смотрю
карты друзьям, но куда больше меня привлекает философский подтекст арканов, их история и толкование на фоне культуры
вообще. Ничто так не продвигает в постижении Таро как литература о еврейской
традиции, о тех ритуалах и символах, в русле которых проходит еврейский год, - трудно
выразить, насколько полно и гармонично всё это согласуется с Таро, насколько
глубоко помогает понять его язык.
![]() |
Таро Вечности |
Альфонс
Людовик Констант – он же ЭЛИФАС ЛЕВИ (1810 – 1875), аббат римской католической
церкви, оккультист и страстный исследователь магии символов был первым, кто
подчеркнул иудейский характер Таро – в пику теориям о египетском или
сарацинском происхождении. Достаточно упомянуть, что летописец 15 века
Ковелуццо сообщает нам, будто у сарацин игральные карты, использовавшиеся
иногда для гадания, назывались «наиб», словом то ли еврейского («наби»), то ли
арабского происхождения, означающим «магическое пророчество».
Элифас
Леви прямо отождествлял Таро с Каббалой и называл карты «книгой, содержащей
учение каббалы, все сочетания которой раскрывают гармонию, давно уже
существующую между знаками, буквами и цифрами». Якобы именно еврейские (а не
египетские) мудрецы запечатлели образы Таро – «намеки тайн» Каббалы – на пергаменте
или коже, и впоследствии официальная церковь всегда очень недолюбливала карты,
поскольку они содержали опасный ключ к ее секретам. Леви также соотносил Таро
со священным оккультным алфавитом, создание которого евреями приписывается
Еноху, сыну Каина, египтянами – Гермесу Трисмегисту, или Тоту, а греками –
Кадму, основателю города Фив. Более наглядно распределил между Старшими
арканами значения 22-ух букв еврейского алфавита Жерар Энкосс – он же ПАПЮС
(1865 – 1917). Это аллегорическое тождество прочно прижилось в традиции Тарот, ибо превосходно
сочеталось с мистическими толкованиями природы еврейских букв: одушевленные
Всевышним буквы и более поздние образы Тарот слились в единую тайну, причем благодаря
соответствию еврейским буквам арканы Таро приобрели свою подлинную
одушевленность.
![]() |
Таро Корто Мальтийского |
Согласно
преданию, Моисей в завуалированной форме заложил тайные принципы Каббалы в
первых четырех книгах Торы. Именно содержание этих книг впоследствии нашло
отражение в характеристиках четырех мастей: Бытие – в пентаклях, Исход – в посохах,
Левит – в чашах и Числа – в мечах.
Касаясь
других легенд происхождения Таро, необходимо упомянуть Антуана Курта де Жебелина
(1725 – 1784), который связывал арканы с
египетскими мистериями сакрального посвящения и с Книгой Мертвых, - а
также Фостера Кейса и его книгу «Таро: Ключ к вековой мудрости», где
рассказывается, будто около 1200 года нашей эры некая группа ученых мужей со
всех уголков света собралась в городе Фес (Фез) в Марокко. Чтобы преодолеть
языковой барьер, почтенное собрание использовало книгу из рисунков, страницы
которой и стали символическими картами колоды Таро.
![]() |
Таро Вечности |
Поиск
по форумам и блогам единомышленников показал, что девушек, в основном,
интересует магическая сторона Таро, возможность предсказать развитие событий, обрести
и удержать любимого, защитить себя от испытаний судьбы. Мужчины склонны видеть
в Таро одну-единственную идею, ту, которую они видят вообще во всём вокруг и
которой они одержимы. Иногда это религиозная доктрина, иногда - психологическая
теория или постулат о первенстве той или иной культуры (к примеру,
древнеегипетской). Лично я исхожу из того, что современное Таро, в том виде, в
каком оно дошло до нас, - это синтез множества аспектов, трансформация
восточной мистики в западную, ибо карты (либо их прообраз) попали в Европу к
концу 13 века, после возвращения крестоносцев домой.
![]() |
Древнее Флорентийское Тарот |
В
1392 году, как явствует из казначейских документов, Жакмьен Грингонье изготовил
для французского короля Карла Шестого три позолоченные и разнообразно
украшенные колоды карт. Однако САМОЕ РАННЕЕ упоминание игральной колоды относится
к летописи немецкого города Берн за 1367 год, когда там был издан указ о
запрете азартных карточных игр. В 1450 году в Италии выходит знаменитая,
шедевральная колода Бонифаццио Бембо, известная под названием Висконти-Сфорца.
Судя по следам гвоздей на рамках кожаных арканов, карты Висконти-Сфорца
прибивали к стенам, во-первых, для украшения, а во-вторых потому, что они, как
считалось, приносили удачу. Арканов с традиционно негативным смыслом, таких
как Смерть, Дьявол или Башня, - колода
просто не содержала. В наши дни болгарскому художнику-тароисту Атанассу
Атанассову пришлось полностью реконструировать эти арканы для современного
издания колоды. В 15 - 16 веках оформляются и образы Марсельского Тарот,
вообще-то напечатанного впервые в Лионе.
![]() |
Таро Висконти-Сфорца |
Путешествуя по Риму на такси, я не удержался от вопроса, есть ли поблизости
от городского центра магазинчик, в котором можно приобтести Таро. Итальянцы
реагируют исключительно на слово "тароччи", и наконец водитель тормознул
возле витрины какого-то сувенирного заведения. Я считал, что Европа гадает
почти исключительно на итальянских картах и что их продают в Италии на каждом
углу и в несметном разнообразии... Оказалось, в Риме едва можно найти
стандартную колоду Райдера, да и ту по бешеной цене. Возможно, причина в том,
что римляне не нуждаются в дополнительной мистической практике, - их город
ПОРАЗИТЕЛЕН и мистичен САМ ПО СЕБЕ. Здесь каждая статуя, каждая картина, каждая
архитектурная особенность храма, фонтана или улицы, - таят загадку, сказочность
и необыкновенное, "нездешнее" тепло. Римское искусство не является
академически строгим, оно проявляет ЖИВОЙ ХАРАКТЕР (подобно арканам Тарот!).
Оно хмурится, улыбается, иронизирует, живет собственными тайнами, легендами и воспоминаниями,
- и в этом смысле РАЗИТЕЛЬНО отличается от строгого канонического искусства северных
широт. Чем холоднее климат, тем выраженней скорбят лики святых, они интровертны
(погружены в себя) и строго соответствуют назначенным стандартам. Ограничение
плоти и непременная оглядка на "кару Небесную" - заложены в их
ментальной природе. Совершенно не то - в Италии, стране любвеобильного Зевса,
прекрасной Афродиты, веселого Диониса и блистательного Аполлона. Италия хоть и
перешла под сень Креста, языческий характер ее мистики сохранился, там ОЧЕНЬ
УМЕСТНА улыбка Моны Лизы, - подобное выражение лица - у всего итальянского
искусства...
Комментариев нет:
Отправить комментарий