четверг, 3 ноября 2011 г.

Истоки и география



Фрагмент письма:

Ни в моей жизни, ни в моих заметках нет цельности, всё в состоянии рассеяния вавилонского, фрагментами, прозябающими вдали от собратьев. Мне постоянно кажется, что я знаю пока недостаточно для того, чтобы с кем-то делиться идеями. Таро для меня - тема универсальная и практически неисчерпаемая. Иногда я смотрю карты друзьям, но куда больше меня привлекает философский подтекст арканов,  их история и толкование на фоне культуры вообще. Ничто так не продвигает в постижении Таро как литература о еврейской традиции, о тех ритуалах и символах, в русле которых проходит еврейский год, - трудно выразить, насколько полно и гармонично всё это согласуется с Таро, насколько глубоко помогает понять его язык.
Таро Вечности

Альфонс Людовик Констант – он же ЭЛИФАС ЛЕВИ (1810 – 1875), аббат римской католической церкви, оккультист и страстный исследователь магии символов был первым, кто подчеркнул иудейский характер Таро – в пику теориям о египетском или сарацинском происхождении. Достаточно упомянуть, что летописец 15 века Ковелуццо сообщает нам, будто у сарацин игральные карты, использовавшиеся иногда для гадания, назывались «наиб», словом то ли еврейского («наби»), то ли арабского происхождения, означающим «магическое пророчество».
Элифас Леви прямо отождествлял Таро с Каббалой и называл карты «книгой, содержащей учение каббалы, все сочетания которой раскрывают гармонию, давно уже существующую между знаками, буквами и цифрами». Якобы именно еврейские (а не египетские) мудрецы запечатлели образы Таро – «намеки тайн» Каббалы – на пергаменте или коже, и впоследствии официальная церковь всегда очень недолюбливала карты, поскольку они содержали опасный ключ к ее секретам. Леви также соотносил Таро со священным оккультным алфавитом, создание которого евреями приписывается Еноху, сыну Каина, египтянами – Гермесу Трисмегисту, или Тоту, а греками – Кадму, основателю города Фив. Более наглядно распределил между Старшими арканами значения 22-ух букв еврейского алфавита Жерар Энкосс – он же ПАПЮС (1865 – 1917). Это аллегорическое тождество прочно прижилось в традиции Тарот, ибо превосходно сочеталось с мистическими толкованиями природы еврейских букв: одушевленные Всевышним буквы и более поздние образы Тарот слились в единую тайну, причем благодаря соответствию еврейским буквам арканы Таро приобрели свою подлинную одушевленность.
Таро Корто Мальтийского

Согласно преданию, Моисей в завуалированной форме заложил тайные принципы Каббалы в первых четырех книгах Торы. Именно содержание этих книг впоследствии нашло отражение в характеристиках четырех мастей: Бытие – в пентаклях, Исход – в посохах, Левит – в чашах и Числа – в мечах.

Касаясь других легенд происхождения Таро, необходимо упомянуть Антуана Курта де Жебелина (1725 – 1784), который связывал арканы с  египетскими мистериями сакрального посвящения и с Книгой Мертвых, - а также Фостера Кейса и его книгу «Таро: Ключ к вековой мудрости», где рассказывается, будто около 1200 года нашей эры некая группа ученых мужей со всех уголков света собралась в городе Фес (Фез) в Марокко. Чтобы преодолеть языковой барьер, почтенное собрание использовало книгу из рисунков, страницы которой и стали символическими картами колоды Таро.
Таро Вечности

Поиск по форумам и блогам единомышленников показал, что девушек, в основном, интересует магическая сторона Таро, возможность предсказать развитие событий, обрести и удержать любимого, защитить себя от испытаний судьбы. Мужчины склонны видеть в Таро одну-единственную идею, ту, которую они видят вообще во всём вокруг и которой они одержимы. Иногда это религиозная доктрина, иногда - психологическая теория или постулат о первенстве той или иной культуры (к примеру, древнеегипетской). Лично я исхожу из того, что современное Таро, в том виде, в каком оно дошло до нас, - это синтез множества аспектов, трансформация восточной мистики в западную, ибо карты (либо их прообраз) попали в Европу к концу 13 века, после возвращения крестоносцев домой.
Древнее Флорентийское Тарот

В 1392 году, как явствует из казначейских документов, Жакмьен Грингонье изготовил для французского короля Карла Шестого три позолоченные и разнообразно украшенные колоды карт. Однако САМОЕ РАННЕЕ упоминание игральной колоды относится к летописи немецкого города Берн за 1367 год, когда там был издан указ о запрете азартных карточных игр. В 1450 году в Италии выходит знаменитая, шедевральная колода Бонифаццио Бембо, известная под названием Висконти-Сфорца. Судя по следам гвоздей на рамках кожаных арканов, карты Висконти-Сфорца прибивали к стенам, во-первых, для украшения, а во-вторых потому, что они, как считалось, приносили удачу. Арканов с традиционно негативным смыслом, таких как  Смерть, Дьявол или Башня, - колода просто не содержала. В наши дни болгарскому художнику-тароисту Атанассу Атанассову пришлось полностью реконструировать эти арканы для современного издания колоды. В 15 - 16 веках оформляются и образы Марсельского Тарот, вообще-то напечатанного впервые в Лионе.
Таро Висконти-Сфорца

Путешествуя по Риму на такси, я не удержался от вопроса, есть ли поблизости от городского центра магазинчик, в котором можно приобтести Таро. Итальянцы реагируют исключительно на слово "тароччи", и наконец водитель тормознул возле витрины какого-то сувенирного заведения. Я считал, что Европа гадает почти исключительно на итальянских картах и что их продают в Италии на каждом углу и в несметном разнообразии... Оказалось, в Риме едва можно найти стандартную колоду Райдера, да и ту по бешеной цене. Возможно, причина в том, что римляне не нуждаются в дополнительной мистической практике, - их город ПОРАЗИТЕЛЕН и мистичен САМ ПО СЕБЕ. Здесь каждая статуя, каждая картина, каждая архитектурная особенность храма, фонтана или улицы, - таят загадку, сказочность и необыкновенное, "нездешнее" тепло. Римское искусство не является академически строгим, оно проявляет ЖИВОЙ ХАРАКТЕР (подобно арканам Тарот!). Оно хмурится, улыбается, иронизирует, живет собственными тайнами, легендами и воспоминаниями, - и в этом смысле РАЗИТЕЛЬНО отличается от строгого канонического искусства северных широт. Чем холоднее климат, тем выраженней скорбят лики святых, они интровертны (погружены в себя) и строго соответствуют назначенным стандартам. Ограничение плоти и непременная оглядка на "кару Небесную" - заложены в их ментальной природе. Совершенно не то - в Италии, стране любвеобильного Зевса, прекрасной Афродиты, веселого Диониса и блистательного Аполлона. Италия хоть и перешла под сень Креста, языческий характер ее мистики сохранился, там ОЧЕНЬ УМЕСТНА улыбка Моны Лизы, - подобное выражение лица - у всего итальянского искусства...

Комментариев нет:

Отправить комментарий