пятница, 4 ноября 2011 г.

Восточный и Западный характер предвосхищения будущего



Важнейшей особенностью формирования Таро является колоссальная историческая лакуна, отделяющая восточную судьбу карт от западной. Лишенное своих восточных корней, Таро переживает как бы некоторый период «летаргии», после чего наступает его европейская «реинкарнация», продолжающаяся по сей день.
Таро Райдер-Уэйт

Известно, что сэр Артур Эдвард Уэйт испытывал разочарование популярностью собственной колоды, поскольку сюжетный характер номерных арканов – революционное нововведение Уэйта - был не просто отходом от традиции, - он лишил Таро частицы истинной, первоначальной души карт. Традиционное оформление младших арканов значками мастей и элементами растительного орнамента глубоко символично и означает мистическую связь с Древом Познания. Побеги, листья, цветы и плоды выражают обусловленность событий, их тесную связь друг с другом и животворящую силу, которая в них заключена.
Марсельское Таро Алехандро Йодоровского

К сожалению, вопрос о том, насколько соответствует нынешнее Таро исконному образцу – и существовал ли этот образец вообще, - остается проблематичным. Для западного человека «священная Книга Мудрости», «Книга Тота» без заданного порядка страниц, - была уже не тем, чем являлась (или могла являться) для человека восточного. Восток присуждает символу статус элемента, выражающего непреложную Волю Высшего Закона. Символ – это «код» знания для посвященных, это Буква, Указание, а не знак. Символ Востока – это составляющая некоего Ребуса, неизменного и утвержденного, пронизанного эманацией Божественной гармонии. Символ не может быть искажен или «полуразгадан» любителем, ибо это оскорбительно для Создателя. Западный символ – значительно более расплывчатая смысловая величина. Такой символ вариативен, его место «в общем строю» зыбко, элемент случайности, импровизации и уровень подготовки толкователя могут во многом определить восприятие такого символа. Символ Востока РАСКРЫВАЕТ суть настоящего и дает четкую установку на будущее, западный символ довольно эфемерен в настоящем и лишь ПРЕДПОЛАГАЕТ будущее. Таким образом, символ Восточный – это завещание Бога, западный же – прорицание будущего, столь же туманного, как и сам этот символ.
Таро 1001 Ночи

Тора, дарованная еврейскому народу через Моисея, есть могущественный, таинственный и совершенно НЕПРЕЛОЖНЫЙ символ сакрального знания о Вселенной. Ничто не может быть нарушено в этом священном документе на протяжении веков – ни одна мельчайшая особенность хотя бы единственной буквы! Ибо через Тору Бог говорит со Своим народом НАПРЯМУЮ, с той долей ясности и глубины, какую только в состоянии воспринять человеческий рассудок. Гадание на священном тексте, тексте Божественного Откровения – граничит для еврея с кощунством.

А вот западный человек не преминет воспользоваться Библией, чтобы наугад отыскать в ней аллегорию своего завтрашнего дня. Сам факт перевода Торы на греческий язык вызвал скорбь в Иерусалиме. Совершенная и завершенная Вселенная, заключенная в Пятикнижии и явленная силой священного алфавита, была попрана варварским наречием, оболгана, искривлена кривизной человеческого рассудка и грубостью упрощенных понятий. Греческий перевод уже не мог считаться ЗАВЕТНЫМ, это было лишь бледное и бездарное отражение того, что явил Моисею Создатель.

Таро как набор пиктограмм зашифрованного сообщения – то ли из глубины веков, то ли из глубин человеческого воображения и фантазии, - утратило в Европе силу КАНОНА и сделалось ИГРОЙ. Прорицанию свойственно рождаться из игры случая, это всегда частность, всегда вариант чего-то незыблемого и абсолютно достоверного, прямой контакт с которым недоступен. «Калейдоскопичность смыслов» Таро уподобила его РЕЧИ оракула, как бы опосредованного между Высшим Провидением и рутинным стечением обстоятельств.

Но поскольку источником всякой речи является мысль, постижение, то, что пока не упрощено до словесной формы, мы, используя кулинарную аллегорию, можем определить Таро как «вопиюще некашерные пирожки с начинкой кашерного происхождения».
Таро Висконти-Сфорца

Понимание Времени как свойства, назначенного миру Всевышним, определило скептическое отношение евреев к феномену прорицания. Шкодливое заглядывание за временной горизонт искажает истину, ибо в природе материи и Духа всё подчинено циклам и соответствию – будь то движение звезд и планет или моральные постулаты. Мудрецы говорят, что астрология не властна над еврейским народом, и небесные тела – лишь обычный хронометр, делающий течение Времени ВИДИМЫМ. В своих дерзких притязаниях приблизиться к божеству через всеведение – человеку предстоит потерпеть крах. Он (человек) – творение, и лишь ценой трудного духовного усилия способен возвыситься над животной стороной собственной природы. Ради этого процесса постепенного «самоочищения души», учит Каббала, и предоставлен людям окружающий их мир – с его обманами, искушениями и инерцией, которую наши эмоции расцвечивают и накаляют по собственному усмотрению. Суть мира – как и суть Творения – специально скрыта от нас, как скрыты в театре приспособления и механизмы для перемещения декораций. Бога невозможно постичь, но ему можно СЛЕДОВАТЬ, на Него можно ориентироваться, ибо исполнение Его Воли (Заповедей) приближает к центру Колеса, где вращение не столь заметно и разрушительно, где царит покой и свет праведности.
Таро Викторианской Романтики

Накануне битвы с филистимлянами царь Шауль в отчаянии попросил слуг найти ему колдунью, способную вызывать духи умерших. Царю Шаулю требовалось пророчество, ибо Господь не отвечал ему – ни в сновидениях, ни через своих представителей на земле. Сам акцент на то, что будущее Шаулю предречет дух человека, чье тело сделалось прахом, говорит об упадничестве и низости избранного Шаулем метода. Аэндорская колдунья, упоминаемая в Торе, олицетворяет ворота бездны, царство смерти и глубины человеческого сознания. Шауль капитулировал перед темным началом в собственной душе. Незадолго до этого он выгнал из страны волшебников и гадателей, и вот, просит колдунью призвать дух Шмуэля, пророка, помазавшего его на царство. Мрачное пророчество о гибели Шауля и его сыновей в битве с филистимлянами исполнилось на следующий день. Более того, Шаулю пришлось пасть на собственный меч, а враги обезглавили его тело и вместе с телами сыновей повесили на стенах близлежащего Бет-Шеана... Урок в том, что Шаулю НИЧЕГО НЕ ДАЛО знание о собственной судьбе: да и что было ему извлекать из этого знания, кроме скорби? Предание повествует, что царь Шломо, будучи благословенным и мудрым правителем, отнюдь не слыл паинькой и даже мог общаться с духами без посредников. Иногда во сне ему являлся орёл, который переносил его в обиталища демонов, и с ними Шломо беседовал, а затем произносил некое заклинание, чтобы безопасно вернуться в привычный мир. Осознание ЦЕЛИ знания, а не само это знание, – вот что делало Шломо МУДРЫМ и позволяло нарушать определенные границы сакрального.
Старинное Итальянское Таро

В отличие от восточного человека, человек ЗАПАДНЫЙ гораздо тщеславнее воображал себя центром Вселенной. Это уже не юноша Давид пригожей, но скромной наружности, который с пращой вышел на Голиафа. Это – Гаргантюа, великан, личность недюжинных способностей, почти СО-ТВОРЕЦ действительности, в условиях которой он живет и блистает как физически, так и интеллектуально. Всё, что требуется Гаргантюа, - это взвешенное и ясное понимание собственного совершенства, вложенного в него Всевышним, а также ответственное ощущение лаврового венка на челе – опять же собственном, а не природы... Если восточный человек видел себя игрушкой Колеса Фортуны и центр этого Колеса полагал божественным атрибутом, - человек западный облюбовал роль мага и алхимика земного пространства. Таким образом, знание будущего было необходимо ему для того, чтобы полнее реализовать добродетель и избежать роковых ошибок, часто совершаемых по глупости. Интерес к зафиксированной информации, к наследию фресок, манускриптов и фолиантов, вообще многочисленных артефактов человеческой культуры, - всё это характерно для эпохи Ренессанса и ренессансного сознания.
Старинное Итальянское Таро

Рабле, едко критиковавший в своей великой книге официальную церковь, - с глубокой и неприкрытой симпатией обыгрывает основной постулат Каббалы – о Творце и творении, о той задаче ПОИСКА ТВОРЦА, которая заключает в себе главный смысл человеческой жизни. Новорожденный Гаргантюа ЖАЖДЕТ ПОЛУЧЕНИЯ. Он вопит «Лакать! Лакать!» - такова аллегория КЛИ, «сосуда желания», неутолимого и необузданного на заре жизни. Завершается повествование о ренессансных великанах тем, что Пантагрюэль и Панург (это имя означает «мастер», или «псевдодемиург») отправляются к волшебнице Бакбук (Бакбюк), чье имя переводится с иврита как «Бутылка», и она действительно является Жрицей Бутылки – таинственного оракула, изрекающего истину. 
Средневековое Таро

Образ Бутылки – сосуда с узким горлышком – соотносится с мистической характеристикой буквы «hей» - ה -, верхняя часть которой также содержит узкий выход. Буква «hей» символизирует Дух и дыхание, она как бы указывает на избранность тех, кому удается войти в широкий проем – и выйти через узкий, это буква праведности и приближения к Богу. Смотрительница оракула Бакбюк сообщает Панургу, что слушать бутылку следует ТОЛЬКО ОДНИМ УХОМ. Это совершенно согласуется с учением Каббалы о месте и значении личного выбора в человеческой судьбе: лишь одна сторона нашей натуры обращена к духовным подсказкам, - другую же мы формируем сами. Панург приближает ухо к горлышку Бутылки и внимательно слушает. Лишь один звук, похожий на треск стекла, доносится до его слуха: «ТРИНК!» Вобшебница Бакбюк указывает на параллель прорицания со словом «ДРИНК» - «пить», и это мгновенно возвращает нас к первым страницам «Гаргантюа и Пантагрюэля», к возгласу младенца «ЛАКАТЬ! ЛАКАТЬ!» Потому что между ЛАКАТЬ и ПИТЬ – колоссальная разница, - это два различных человеческих КЛИ, одно из которых НЕРАЗБОРЧИВО, а другое – РАЗБОРЧИВО. Между двумя такими КЛИ – расстояние в жизнь, полную ошибок, исканий и озарения. Едва родившись, мы начинаем ЛАКАТЬ из источника жизни, это первичная форма ПОЛУЧЕНИЯ благ от Творца, бесконечно доброго, щедрого и мудрого. Мы пьем САМУ ЖИЗНЬ, но со временем этот напиток приобретает для каждого из нас тот вкус, какой заслуживает (или выбирает) Душа. У «вод жизни» множество аллегорий – разлив Нила, источник Гихон, философский эликсир алхимиков, ноев потоп, возлияние на алтарь в Храме Шломо, - но суть едина: ДАРЕНИЕ, насыщение, изобилие, питание и любовь. Те люди, которые не идут дальше умения ЛАКАТЬ, - разочаровывают и себя, и других, и огорчают Творца. Но те, кто учится ПИТЬ, - благодарно и радостно принимать ДАР, любить жизнь и усматривать в ней Божественное Присутствие, - приближаются к Творцу и радуют его. Они усваивают ту истину, что всё в мире устроено для испытаний и возвышения Духа – через веру, опыт и преодоления. Обращенный к Пантагрюэлю и Панургу монолог жрицы Бакбюк - Рабле окрашивает в ренессансные тона: это не только приглашение Бога быть счастливыми, понять и принять Его любовь, но и гимн возможностям человека – великана и со-творца: «Пейте! Я уж не говорю о простом питье: без него не могут жить ни человек, ни животное. Я разумею другое питьё, которое мы должны принимать в себя каждый день и каждый час, питье, к которому мы должны неустанно стремиться и добиваться, чтобы оно сделало нас сильными, могущественными, справедливыми и деятельными. Я говорю об истинном знании всех вещей, которые существуют в этом мире. Только такое знание выведет вас из бездны невежества, освободит вас от предрассудков и суеверия, раскроет ваши глаза и возродит вас к новой, удивительной жизни... оно развеет усталость и скуку, прогонит болезни и научит вас управлять таинственными и непонятными силами природы. Ваши философы, которые жалуются на то, что всё уже описано древними и что им ничего больше не осталось для новых открытий, слишком сильно ошибаются. То, что заключено в земле, то, что существует в морях и в реках, то, что вы видите на небе, - всё это вы еще слишком плохо знаете, всё это еще как бы в тумане перед вашим взором, потому что истинное знание еще слишком далеко от вас».
Старинное Итальянское Таро

Я позволил себе столь пространную цитату из Рабле, поскольку его слова, прозвучавшие в Европе мощным каббалистическим эхом, - применимы и к феномену Таро. Истинный мудрец обращается к картам не для поверхностного, внешнего знания, но для ответов на глубокие духовные вопросы, для понимания связей, скрытых за рутинными обстоятельствами и важных с точки зрения личного выбора. Чтение карт есть прежде всего АКТ САМОПОЗНАНИЯ – через легчайший намек, оброненный божеством в качестве помощи и подсказки.

Еще один подход к проблеме Фатума и предвосхищения событий – подход античного философа. Рассуждая о том, что «Пифия более не прорицает стихами», Плутарх указывает на тесную связь поэзии с проявлением божественного начала. Изящество формы предсказания, его стихотворный ритм и загадочность представляются Плутарху не случайными. Душа должна получить не полноценное знание о будущем, а как бы НАМЁК НА НЕГО, подсказку, знак, способствующий грамотному выбору. «Бог, не желая скрывать истину, открывает ее в измененном виде: ясность ее преломляется поэзией, дробясь на отдельные лучи и теряя от этого прямоту и жесткость. Намеки и двусмысленности, которые скрывали смысл сказанного, тем не менее НЕ ДАВАЛИ ЭТОМУ СМЫСЛУ ускользнуть. Поэтому в высшей степени наивен тот, кто клевещет на бога и обвиняет его за то, что в новых обстоятельствах он подает нам помощь новым способом».
Средневековое Таро

Воля Всевышнего, который вывел народ Свой из Египта, - ВНЕВРЕМЕННА. Само время и нагромождение сопутствующих ему обстоятельств действуют лишь на уровне материального, земного мира. Но бог, отраженный античным сознанием, бог Сократа и Еврипида, «медлит, такова богов природа». О правде сказано, что «молча и неспешно ступая, поразит преступных Правда». «Божество медлит с воздаянием», - утверждает Плутарх и объясняет это промедление нарочитым сокрытием развязки, будущего, ибо злодеям дается возможность ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ НЕЗНАНИЕМ и смягчить неминуемое грядущее наказание. Душе злодея надлежит лишь ДОГАДЫВАТЬСЯ о каре, что должно послужить импульсом к исправлению, «ибо душа, движимая воображением, становится лучше или хуже от одного лишь одобрения или страха». «Во время жизни она борется как атлет, а по окончании борьбы ей воздается заслуженное». Отличительная черта промедления как формы сокрытия будущего состоит в том, что ясное указание исключается, а есть лишь полунамек, СИМВОЛ, переходящий из восточной ментальности в западную. Задерживая будущее, размывая его очертания, бог понукает человеческую природу, самую ее нравственную суть – К ПРОЯВЛЕНИЮ: «Человеческая же природа, прячась за обычаями, верованиями и порядками, часто скрывает пороки и прикидывается доброй, так что иногда совершенно стирает с себя родимое пятно порока, и раскрывают его только удары и раны, наносимые злодеяниями... Злодей носит в себе порок с самого начала, но действует порочно лишь при случае и при наличии возможности... Но божество ведает, кто к чему предрасположен от природы, и наказывает склонность к разврату ради излечения и искоренения злонравия».

Аспект НЕЗНАНИЯ фактов как повода к духовному совершенствованию на основе веры и нравственной непреклонности подчеркивает также Каббала.
Таро Олимпа

Античная мифология и философия приглашают человека открыто объясняться со своим настоящим, прямо смотреть ему в лицо, не прячась в прошлом и не уповая на будущее. Взаимодействие с НАСТОЯЩИМ, диалог с ним, ИГРА с ним, - составляет ОСНОВУ древнегреческой культуры. Совершенное растворение в ПРОТЕКАЮЩЕМ моменте есть суть дионисийства, экстаза, катарсиса, есть умение сопереживать, а главное – ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ с божеством, испытующим человека. Тончайшая, почти неуловимая грань НАСТОЯЩЕГО - это единственно возможная связь с Высшей волей. Удержаться в этом настоящем, соответствовать ему духовно и эмоционально, - задача человека. Даруя жизнь, бог как бы подвешивает нас над землей – близко к поверхности – и в то же время на некотором расстоянии от нее, между бренным и нетленным. Мы постоянно должны выбирать, постоянно балансировать между крайностями; мы должны помнить о небе, глядя в пыль, и благословлять физическую природу, вознося молитвы. Наслаждение духовного, религиозного свойства, равно как и плотское наслаждение, «как бы размягчает и расплавляет разум, а лишенная разума телесность, сырая и мясистая, возбуждает в душе воспоминание о теле, тяготеющем к земле» не только собственной массой, но и силой отягченной души...
Древнее Египетское Таро

Аркан «Повешенный», в данном случае столь созвучный Плутарху, может быть интерпретирован и как аллегория жизненного тупика, и как «аркан виноградной лозы», сакрального дионисийства. С одной стороны, все мы устремлены к земле, к могиле, но момент божественной подвешенности, жизни, позволяет нам решить для себя, В ЧЁМ ИМЕННО мы ощущаем будущее – в неминуемом конце или же в той нити, устремленной ввысь, словно пуповина, и соединяющей нашу душу с божеством...
Таро 1001 Ночи

Фрагмент письма:

Утерянное на востоке и обретенное на западе, Таро постепенно согласуется с архетипами европейской мифологии. Его история как оккультной системы, с астрологическими, нумерологическими и каббалистическими соответствиями, - начинается очень поздно – с 18-го века. Символизм карт оказался настолько универсальным, что легко адаптировал любые наборы смысловых координат, - от игры в Тарок до алхимии. Это свойство «притягивать» различные теории и дисциплины, придавать им целостность и стройность, - обеспечила картам репутацию некоего "тайного кода" Высшей мудрости. Высшая мудрость, как известно, всегда исходит из "непостижимой древности", это эхо мистерий и храмовых тайн религиозной зари человечества, это всё, что величественно молчит, - пирамиды, Сфинкс, руины, фрагменты заклинаний, нерасшифрованное письмо, - иероглифы корней культуры, почти поглощенные Временем. Для того, чтобы общаться с картами, чтобы действительно постичь их, - зрения и логики недостаточно, необходимо "внутреннее видение", способность воспринимать информацию "шестым чувством", ибо каждый расклад карт Таро столь же уникален, как узор на шкуре тигра (расположение и форма полос никогда не повторяется у разных животных).

четверг, 3 ноября 2011 г.

Истоки и география



Фрагмент письма:

Ни в моей жизни, ни в моих заметках нет цельности, всё в состоянии рассеяния вавилонского, фрагментами, прозябающими вдали от собратьев. Мне постоянно кажется, что я знаю пока недостаточно для того, чтобы с кем-то делиться идеями. Таро для меня - тема универсальная и практически неисчерпаемая. Иногда я смотрю карты друзьям, но куда больше меня привлекает философский подтекст арканов,  их история и толкование на фоне культуры вообще. Ничто так не продвигает в постижении Таро как литература о еврейской традиции, о тех ритуалах и символах, в русле которых проходит еврейский год, - трудно выразить, насколько полно и гармонично всё это согласуется с Таро, насколько глубоко помогает понять его язык.
Таро Вечности

Альфонс Людовик Констант – он же ЭЛИФАС ЛЕВИ (1810 – 1875), аббат римской католической церкви, оккультист и страстный исследователь магии символов был первым, кто подчеркнул иудейский характер Таро – в пику теориям о египетском или сарацинском происхождении. Достаточно упомянуть, что летописец 15 века Ковелуццо сообщает нам, будто у сарацин игральные карты, использовавшиеся иногда для гадания, назывались «наиб», словом то ли еврейского («наби»), то ли арабского происхождения, означающим «магическое пророчество».
Элифас Леви прямо отождествлял Таро с Каббалой и называл карты «книгой, содержащей учение каббалы, все сочетания которой раскрывают гармонию, давно уже существующую между знаками, буквами и цифрами». Якобы именно еврейские (а не египетские) мудрецы запечатлели образы Таро – «намеки тайн» Каббалы – на пергаменте или коже, и впоследствии официальная церковь всегда очень недолюбливала карты, поскольку они содержали опасный ключ к ее секретам. Леви также соотносил Таро со священным оккультным алфавитом, создание которого евреями приписывается Еноху, сыну Каина, египтянами – Гермесу Трисмегисту, или Тоту, а греками – Кадму, основателю города Фив. Более наглядно распределил между Старшими арканами значения 22-ух букв еврейского алфавита Жерар Энкосс – он же ПАПЮС (1865 – 1917). Это аллегорическое тождество прочно прижилось в традиции Тарот, ибо превосходно сочеталось с мистическими толкованиями природы еврейских букв: одушевленные Всевышним буквы и более поздние образы Тарот слились в единую тайну, причем благодаря соответствию еврейским буквам арканы Таро приобрели свою подлинную одушевленность.
Таро Корто Мальтийского

Согласно преданию, Моисей в завуалированной форме заложил тайные принципы Каббалы в первых четырех книгах Торы. Именно содержание этих книг впоследствии нашло отражение в характеристиках четырех мастей: Бытие – в пентаклях, Исход – в посохах, Левит – в чашах и Числа – в мечах.

Касаясь других легенд происхождения Таро, необходимо упомянуть Антуана Курта де Жебелина (1725 – 1784), который связывал арканы с  египетскими мистериями сакрального посвящения и с Книгой Мертвых, - а также Фостера Кейса и его книгу «Таро: Ключ к вековой мудрости», где рассказывается, будто около 1200 года нашей эры некая группа ученых мужей со всех уголков света собралась в городе Фес (Фез) в Марокко. Чтобы преодолеть языковой барьер, почтенное собрание использовало книгу из рисунков, страницы которой и стали символическими картами колоды Таро.
Таро Вечности

Поиск по форумам и блогам единомышленников показал, что девушек, в основном, интересует магическая сторона Таро, возможность предсказать развитие событий, обрести и удержать любимого, защитить себя от испытаний судьбы. Мужчины склонны видеть в Таро одну-единственную идею, ту, которую они видят вообще во всём вокруг и которой они одержимы. Иногда это религиозная доктрина, иногда - психологическая теория или постулат о первенстве той или иной культуры (к примеру, древнеегипетской). Лично я исхожу из того, что современное Таро, в том виде, в каком оно дошло до нас, - это синтез множества аспектов, трансформация восточной мистики в западную, ибо карты (либо их прообраз) попали в Европу к концу 13 века, после возвращения крестоносцев домой.
Древнее Флорентийское Тарот

В 1392 году, как явствует из казначейских документов, Жакмьен Грингонье изготовил для французского короля Карла Шестого три позолоченные и разнообразно украшенные колоды карт. Однако САМОЕ РАННЕЕ упоминание игральной колоды относится к летописи немецкого города Берн за 1367 год, когда там был издан указ о запрете азартных карточных игр. В 1450 году в Италии выходит знаменитая, шедевральная колода Бонифаццио Бембо, известная под названием Висконти-Сфорца. Судя по следам гвоздей на рамках кожаных арканов, карты Висконти-Сфорца прибивали к стенам, во-первых, для украшения, а во-вторых потому, что они, как считалось, приносили удачу. Арканов с традиционно негативным смыслом, таких как  Смерть, Дьявол или Башня, - колода просто не содержала. В наши дни болгарскому художнику-тароисту Атанассу Атанассову пришлось полностью реконструировать эти арканы для современного издания колоды. В 15 - 16 веках оформляются и образы Марсельского Тарот, вообще-то напечатанного впервые в Лионе.
Таро Висконти-Сфорца

Путешествуя по Риму на такси, я не удержался от вопроса, есть ли поблизости от городского центра магазинчик, в котором можно приобтести Таро. Итальянцы реагируют исключительно на слово "тароччи", и наконец водитель тормознул возле витрины какого-то сувенирного заведения. Я считал, что Европа гадает почти исключительно на итальянских картах и что их продают в Италии на каждом углу и в несметном разнообразии... Оказалось, в Риме едва можно найти стандартную колоду Райдера, да и ту по бешеной цене. Возможно, причина в том, что римляне не нуждаются в дополнительной мистической практике, - их город ПОРАЗИТЕЛЕН и мистичен САМ ПО СЕБЕ. Здесь каждая статуя, каждая картина, каждая архитектурная особенность храма, фонтана или улицы, - таят загадку, сказочность и необыкновенное, "нездешнее" тепло. Римское искусство не является академически строгим, оно проявляет ЖИВОЙ ХАРАКТЕР (подобно арканам Тарот!). Оно хмурится, улыбается, иронизирует, живет собственными тайнами, легендами и воспоминаниями, - и в этом смысле РАЗИТЕЛЬНО отличается от строгого канонического искусства северных широт. Чем холоднее климат, тем выраженней скорбят лики святых, они интровертны (погружены в себя) и строго соответствуют назначенным стандартам. Ограничение плоти и непременная оглядка на "кару Небесную" - заложены в их ментальной природе. Совершенно не то - в Италии, стране любвеобильного Зевса, прекрасной Афродиты, веселого Диониса и блистательного Аполлона. Италия хоть и перешла под сень Креста, языческий характер ее мистики сохранился, там ОЧЕНЬ УМЕСТНА улыбка Моны Лизы, - подобное выражение лица - у всего итальянского искусства...

вторник, 1 ноября 2011 г.

Эффект Таро и "Алиса в Зазеркалье"



Долгое время меня не покидало унылое чувство "неразгаданности" языка Тарот. В самом деле, структура и общий смысл арканов описаны в литературе сотни раз. Более того, на все лады вскрыт «тайный мистицизм» карт, однако лавина эзотерических, алхимических и философских толкований сродни чернильному облаку, выпущенному осьминогом. Завеса сокрытия только привлекает. Я понимал, что смысл - где-то рядом, буквально на поверхности, что требуется всего лишь независимый и спокойный взгляд, способный "ухватить" его. На картах – прежде всего старинных - нет случайных элементов, все детали аркана указывают на его основную идею, ясную и завершенную. Я допустил, что на ранних (то есть наиболее адекватных) образцах Таро 15-17 веков символы как бы "рифмуются" между собой, образуя цельную аллегорию, подобие поэтической строфы. Часто исследователь выхватывает из контекста карты те или иные символы, но беспомощно умалчивает об остальных либо строит "туманные догадки" об их истинном содержании. Я решил "раскрепостить сознание", отвлечься от хрестоматийных азов «таронавтики» и вооружиться верой в согласованность мелочей.

Чем объяснить удивительный и несомненный феномен, известный как «эффект Тарот», способность карт выражать некую завершенную идею, мысль или подсказку? Тем, кто работал с раскладами, хорошо знаком «эффект дежавю» - «воспоминаний о неслучившемся»; «узнавание» событий, вещей, элементов и признаков, с которыми не сталкивался в реальной действительности. Дело в том, что карты обращены не столько к подсознанию, сколько к ЗНАКОВОСТИ нашего восприятия, переживаний, опыта, мышления и речи. Диалог человека с окружающим миром бесконечно разнообразен, но каждая реплика этого диалога есть МИФОЛОГЕМА, элементарный символический образ, наполненный нравственным содержанием. Способность откликаться на символы и постоянно творить их в душе и сознании присуща каждому человеку. Более того, ассоциации, или законы построения мифологем, довольно схожи у людей самых разных культур, эпох и убеждений. Таким образом, можно говорить как бы о «сверхъязыке», или «архетипичности», о том, на чем построены искусство, мифология и Судьба (то есть сбывшийся, реализованный миф, с поправкой на конкретные обстоятельства, разумеется).

Эдип, беседующий со Сфинксом
 Необходимо отметить, что Тарот оперирует  свойствами Времени, Пространства и человеческой личности,  пока изучеными очень мало. «Внешнее» и «внутреннее» видение вещей, с которых неожиданно спадает «пелена заурядности», - явление, часто сопутствующее процессу «считывания» карт.

Фрагмент из письма:
Множество книг, посвященных методикам освоения Таро, учат поверхностному рассматриванию картинок с последующим механическим соотнесением арканов с таблицей значений. Однако Таро - это не таблица умножения, равно как и не таблица, скажем, химических элементов с их удельной массой и вполне предсказуемым поведением.
Видимые изображения на картах - это лишь "дверцы", которые нужно научиться приоткрывать. Сюжет карты, если отнестись к нему непредвзято, - чрезвычайно вариативен, причем конкретное истолкование значения зависит от поставленного вопроса, а также от влияния окружающих карт. Можно сказать, что карты при каждом сеансе работы означают нечто новое, отличное от того, что они сообщили в прошлый раз и по другому поводу. Если бы карты четко соотносились с определенными стереотипами и складывались в предсказание почти механически, подобно тому как слово складывается из букв, а предложение - из слов, - для каждого третьего гадания приходилось бы обращаться всё к новым колодам, потому что прежние "израсходовали" свой "вещательный потенциал". Возьмем, к примеру, Шестерку Мечей и перечислим ее наиболее распространенные толкования, почерпнутые из авторитетных источников:

Универсальное Таро Уэйта
 Путешествие по воде, неизвестность, смутные очертания нового, организационные хлопоты, «подвешенное» состояние, волнение, консультант, переходный период, расставание, «от раздробленности к целостности», задание, необходимость.
«Друзья по несчастью», договоренность, аноним, «тихая гавань», шторм позади, семейные тайны, попутчики, приключение, стечение обстоятельств, бегство, общие интересы, посольство, резерв, изгнание, нахлебники, заложники, поставленные условия, тайные намерения.
 Мгновение доступной пониманию истины, явленность. Нет обстоятельств, но есть попутчики. Мы скользим по жизни в ладье настоящего, между сомнением и надеждой.
Универсальное Таро Дали
 В рамках традиции Дзэн Ошо предлагает следующую версию:
Между жизнью и умом существует постоянная дистанция. Ум косный, а жизнь подвижна и изменчива. Ум коллекционирует мертвые следы жизни. Противоречие, зазор между умом и жизнью вызывает страх неправоты и притупление восприятия.
Богемские Барочные Коты 

Ну и что? Какую интерпретацию выбрать для конкретного случая? По каким признакам одному из значений следует отдать предпочтение перед другими?
"Внимательно смотрите на карту, - и вам явится озарение!" - советует лавина учебников по Таро. Большинство исполнительных читателей так и поступит - и, скорее всего, будет жестоко разочаровано!

С того момента, когда карты извлечены из колоды и разложены определенным образом, когда им задан вопрос, но ответ всё ещё требует расшифровки, - природа арканов меняется. Только минуту назад они были обычными картами, колодой, набором условных знаков, архетипов, упакованных в коробочку. Отвечающие карты - уже не картон, а ОРАКУЛ. Его свойства отличаются от всего, что характерно для нашего мира и нашего обыденного мышления. Если не делать это важное допущение, трудно признать, что карты способны отражать будущее либо проникать в тайны, недоступные логическому восприятию.
По отношению к реальности расклад Таро есть АНТИМИР, либо "утопия", берущая начало в физическом измерении, однако устремленная в измерения иные, - как в плане времени, так и в плане состояния духа.
"Непривычные отношения между привычными понятиями" - вот что такое Таро. "Привычные понятия" узнаваемы - их можно соотносить и ассоциировать друг с другом, однако расклад, прочитанный на уровне "привычных понятий", - совершенно не информативен, он просто ни к чему не ведет. Это как замкнутый круг, тупик, печальная разрозненность изображений - и никакого откровения!

Принцип мистического языка карт, а также особенности их проявления именно в раскладе, - натолкнули меня на идею о сходстве Таро с волшебной страной Зазеркалья, описанной Льюисом Керролом в его сверхзнаменитой "Алисе".
Коротко говоря, в Зазеркалье действуют законы "обратного измерения". Их логика абсурдна для нашего мира, однако это всё-таки ЛОГИКА, и автор "Алисы" гениально обыгрывает главный эффект Таро: ЭФФЕКТ НЕПРИВЫЧНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИВЫЧНЫМИ ПОНЯТИЯМИ и объектами.
Время Зазеркалья развивается от настоящего к прошлому. Из этого следует, что причины и следствия не вытекают одно из другой, но всякое следствие ВЛЕЧЕТ за собой причину. Жители Зазеркалья превосходно осведомлены о том, что их ожидает. Фактически, они ПОМНЯТ СОБСТВЕННОЕ БУДУЩЕЕ. Они лишь проживают некий воображаемый сценарий судьбы, придавая ему статус действительности.
Становится непонятно, поэтому перейду к примеру. Белая шахматная королева, которую встречает Алиса, внезапно вскрикивает от боли, а из ее пальца начинает сочиться кровь. Королева не совсем уверена, ЧТО ИМЕННО с ней произошло, однако через пару минут она случайно прокалывает себе булавкой палец, после чего боль и кровотечение прекращаются.
Итак, первое, что замечает Королева, - это прямой результат ОТНОШЕНИЯ БУЛАВКИ К ПАЛЬЦУ. Связь уже есть, но сами объекты пока не явленны. Наконец, они проступают (обнаруживают себя), - и ситуация получает свое завершение, рана исцеляется.
Совершенно тот же эффект наблюдается в раскладе Таро. ВНАЧАЛЕ связи и отношения, и только потом, очень постепенно, - признаки и качества объектов, их "узнаваемость", соотнесенность с привычной действительностью.

Общая картина ситуации, на которую гадают, проступает из подсознания подобно медленно всплывающему айсбергу. Смутные тени, неясные очертания, затем - то там, то здесь, - верхушки ледяных гор над поверхностью океана, и наконец, во всем великолепии играющих на солнце граней и причудливых ледяных скульптур, является сам айсберг - ледяная гора или даже остров, вполне отчетливо видимый, однако частично погруженный в пучину "материнской" среды подсознания.

Следует помнить, что карты отражают те аспекты ИНОГО ИЗМЕРЕНИЯ, которые лишь претендуют на событийность и которые наш рассудок постичь не в состоянии. Карты любят, когда человек отдает себе отчет, зачем именно ему нужны те или иные сведения. В зависимости от намерений ответ предоставляется с разной степенью точности, а главное - с тактичным и мудрым советом, какой выбор предпочесть.
Важно понять, что наша жизнь, - в какой бы георгафии мы ее ни проживали, - целостна, она не состоит из случайных эпизодов. Обращаясь к картам, мы уподобляемся Белой Шахматной Королеве из "Алисы в Зазеркалье", которая чувствует боль, однако не может пока понять ее причину, не может уловить ТУ СВЯЗЬ (между булавкой и пальцем), которая станет ЯВНОЙ лишь со временем!
Мы полагаем, что НЕ ПОМНИМ СВОЁ БУДУЩЕЕ, в отличие от жителей Зазеркалья. Но Таро его "помнит" - и помогает нам прожить нашу судьбу так, чтобы мы по глупости не испортили себе удовольствие.

 В минувший четверг коротал вечер за статьей о пространственном принципе средневекового храма. И вот там написано о нижнем кубическом и верхнем купольном пространстве, первое из которых отождествляется с  миром земным, а второе – с миром Небес Обетованных, о подвижных и неподвижных небесных сферах, жилищах ангелов, и о Божественных чертогах (то, что в Каббале называется "Хейхалот"). Внезапно упоминание о трансформации сакрального пространства, о "перетекании" верхней его природы в нижнюю, - совместилось в моем воображении с арканом Маг, - и так я обнаружил ключ к этой карте. Она внезапно как бы приобрела объем, и этот эффект «трехмерности» мгновенно расставил всё по своим местам! Разумеется, в последующие дни я сделался странным и рассеянным, плохо воспринимал окружающее, потому что думал о других Старших арканах. Если мой подход верен, остается лишь дивиться, какая пропасть искусственных и ложных толкований лежит между древними и новейшими колодами, насколько переврано и запутано всё поколениями мистиков и оккультистов, сколько домыслов и натяжек разрешили себе умные, в принципе, люди. Идея каждого аркана - в ее простой, изящной, незамутненной форме, - представляет собой АФОРИЗМ, в котором духовный план сочетается с практическим, в котором всё улыбается и взаимодействует (что вообще характерно для ментальной природы итальянского искусства). Только теперь у меня есть право и стимул описать свои впечатления и поделиться ими. Египетские мистерии, Иудаизм (в частности, Каббала), Античная философия и Эпоха Возрождения - вот четыре великих источника, питающих душу Марсельского Таро. 







суббота, 29 октября 2011 г.

Почему Тарот?

Этот блог посвящен картам Тарот как феномену, к которому невозможно отнестись вполне объективно, ведь речь идет о символах,  о чем-то среднем между «очевидным» и «невероятным». Таро помогает обнаружить не столько факты и улики Судьбы, сколько  скрытые связи и закономерности, понимание которых избавляет нас от страха перед будущим и даже позволяет влиять на него. Таро как бы приподнято над физическим планом бытия, это зеркало формирования событий, желаний и выбора. Это в высшей степени ГУМАНИТАРНОЕ явление, вот почему я с радостью приглашаю всех НЕРАВНОДУШНЫХ к теме Тарот специалистов принять участие в комментировании блога. Я с не меньшим уважением приветствую и тех, кого просто занесло на мою страничку волей случая или из любопытства, ведь «Письма о Тарот» – будучи свободными авторскими текстами – посвящены в какой-то мере КАЖДОМУ, кто даст себе труд в них вчитаться.


В наши дни Таро наконец-то сделалось официальной ценной составляющей истории культуры, символом как нынешней эпохи, так и времен, давным-давно минувших. Отвергаемые религиозными институтами за упрощенную, пародийную передачу "вечных истин духа", карты, тем не менее, повязаны и с религией, и с философией, а также с мистикой, мифологией, книгопечатанием и художественной иллюстрацией. Со времен Фрейда и Юнга Таро тесно соприкасается с психологией и психотерапией. Мы живем в век технологий и ощущаем растущий дефицит свежих идей. Мы ускоряем и совершенствуем, однако изобретения даются нам с трудом, поскольку связаны с мистическим озарением, догадкой, всплывающей "из ниоткуда".
Знаменитый фантаст Филипп Дик назвал Таро "машиной для изобретения сюжетов". В этом определении указана важнейшая функция Таро как универсального инструмента ИНТЕРПРЕТАЦИИ, ведь с помощью карт можно объяснить и воссоздать на языке человеческих понятий всё что угодно – от мыслей вашей кошки до сокровенных тайн Вселенной. Таро не позволяет воображению гадателя разгуливать "без руля и без ветрил", оно всегда апеллирует к ЗАКОНУ РАВНОВЕСИЯ и, подобно египетскому богу Анубису, ВЗВЕШИВАЕТ на весах духовной справедливости меру удовольствия и меру страдания, отпущенные человеку. Таро учит, что каждое жизненное обстоятельство ОБУСЛОВЛЕНО множеством других, но в первую очередь - моральным выбором. Не столь важен объем фактических знаний о мироустройстве и не столь важно, каких религиозных догматов придерживается человек, но первостепенное значение имеет то, ЧТО он в итоге выбирает, к чему стремится на практике и какие ценности определяет для себя в качестве истинных.
Меня интересует – в частности - концепция Таро в ее связи с иудаизмом и еврейской традицией, которая резко отвергает причастность карт к собственным культурным устоям. То, что я собираюсь изложить в своих записях, моментально поставит меня в сложную ситуацию "между двух непримиримых огней" - ортодоксальной религией и крайней степенью языческой свободы, без которой немыслимы ни мистика, ни искусство. Религия построена не только на вере, но на рамках, границах и неприкосновенных догмах. Религия против отождествлений с ИНЫМ культурным ландшафтом, кроме ею же провозглашенного, ей всюду мерещатся идолы и дьяволята... 
Даже сам процесс гадания и чтения раскладов не представляется мне настолько увлекательным, как стройное и целостное объяснение "философии карт", их иносказательного языка, тех глубоких истин, которые в них зашифрованы БЕЗ ПРИВЯЗКИ К ЧЬЕЙ-ТО КОНКРЕТНОЙ ЖИЗНИ.  Само название «тарот» (ивр. תארות) имеет отношение к «הארה», «хаара» - «освещение», «объяснение».  Форма תארות указывает на отношение к будущему, это как бы «ПРЕДосвещение», «предварительное разъяснение» . Карты Тарот, - в их изначальном замысле, - являются не просто инструментом знания, но и средством сдерживания – благодаря полученному знанию - злого начала в человеке ("йецер ха-ра"), это напоминание о НЕОЧЕВИДНЫХ, НО НЕИЗБЕЖНЫХ связях между явлениями, о том, что если человек выбирает зло, - оно вернется к нему бумерангом. Просто Тарот показывает не поверхность, но суть событий с удивительным изяществом и наглядностью. Это не столько ОРАКУЛ, сколько "отвратитель от ошибок", напоминание о ценностях, которые сопровождают душу на протяжении циклов реинкарнации и в конце концов спасают от печальной судьбы.
Таро Белых Кошек

Изобразительный ряд Таро может отличаться некоторой топорностью картинок, поскольку в картах символ важнее уровня ТЕХНИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ рисунка. Таро - это как бы "шпаргалка культуры", ее память и сжатый конспект. Вместе с тем, для того, чтобы карты "говорили", они должны нравиться, как бы гипнотизировать восприятие, проникать в его магическое пространство и вызывать целостное, ясное представление по теме заданного вопроса.


Хотя игорная функция Таро практически сошла на нет еще в позапрошлом веке, возрождается культура гадания, медитации и психоанализа с помощью Таро. Дотошные исследования символики арканов иногда переходят все границы здравого смысла. Известно, что с конца 18-го века в Европе, и в первую очередь во Франции, начинается бурное тиражирование Марсельской колоды. Учитывая примитивную методику тогдашней печати, производителям было не до оккультных тонкостей изображения: они просто "гнали вал" для народа. Сегодня каждому штриху старинных арканов стремятся назначить заумное мистическое толкование, а это уже беспомощное школярство, а не «алхимия искусства» или «алтарь Истины».
Относительно новая разновидность Таро - колоды для детей. К ним относятся большинство "Сказочных" Таро, Таро Гномов, Эльфов, Друидов, Таро Драконов и Пиратов, Рыцарей и Принцесс, Таро по мотивам известных детских книг (равно как и литературной классики для взрослых). Всё это указывает на связь Таро с интеллектуальным кругозором, мышлением и любознательностью, с теми основами, которые пытаются привить детям уже в раннем возрасте...