четверг, 3 ноября 2011 г.

Истоки и география



Фрагмент письма:

Ни в моей жизни, ни в моих заметках нет цельности, всё в состоянии рассеяния вавилонского, фрагментами, прозябающими вдали от собратьев. Мне постоянно кажется, что я знаю пока недостаточно для того, чтобы с кем-то делиться идеями. Таро для меня - тема универсальная и практически неисчерпаемая. Иногда я смотрю карты друзьям, но куда больше меня привлекает философский подтекст арканов,  их история и толкование на фоне культуры вообще. Ничто так не продвигает в постижении Таро как литература о еврейской традиции, о тех ритуалах и символах, в русле которых проходит еврейский год, - трудно выразить, насколько полно и гармонично всё это согласуется с Таро, насколько глубоко помогает понять его язык.
Таро Вечности

Альфонс Людовик Констант – он же ЭЛИФАС ЛЕВИ (1810 – 1875), аббат римской католической церкви, оккультист и страстный исследователь магии символов был первым, кто подчеркнул иудейский характер Таро – в пику теориям о египетском или сарацинском происхождении. Достаточно упомянуть, что летописец 15 века Ковелуццо сообщает нам, будто у сарацин игральные карты, использовавшиеся иногда для гадания, назывались «наиб», словом то ли еврейского («наби»), то ли арабского происхождения, означающим «магическое пророчество».
Элифас Леви прямо отождествлял Таро с Каббалой и называл карты «книгой, содержащей учение каббалы, все сочетания которой раскрывают гармонию, давно уже существующую между знаками, буквами и цифрами». Якобы именно еврейские (а не египетские) мудрецы запечатлели образы Таро – «намеки тайн» Каббалы – на пергаменте или коже, и впоследствии официальная церковь всегда очень недолюбливала карты, поскольку они содержали опасный ключ к ее секретам. Леви также соотносил Таро со священным оккультным алфавитом, создание которого евреями приписывается Еноху, сыну Каина, египтянами – Гермесу Трисмегисту, или Тоту, а греками – Кадму, основателю города Фив. Более наглядно распределил между Старшими арканами значения 22-ух букв еврейского алфавита Жерар Энкосс – он же ПАПЮС (1865 – 1917). Это аллегорическое тождество прочно прижилось в традиции Тарот, ибо превосходно сочеталось с мистическими толкованиями природы еврейских букв: одушевленные Всевышним буквы и более поздние образы Тарот слились в единую тайну, причем благодаря соответствию еврейским буквам арканы Таро приобрели свою подлинную одушевленность.
Таро Корто Мальтийского

Согласно преданию, Моисей в завуалированной форме заложил тайные принципы Каббалы в первых четырех книгах Торы. Именно содержание этих книг впоследствии нашло отражение в характеристиках четырех мастей: Бытие – в пентаклях, Исход – в посохах, Левит – в чашах и Числа – в мечах.

Касаясь других легенд происхождения Таро, необходимо упомянуть Антуана Курта де Жебелина (1725 – 1784), который связывал арканы с  египетскими мистериями сакрального посвящения и с Книгой Мертвых, - а также Фостера Кейса и его книгу «Таро: Ключ к вековой мудрости», где рассказывается, будто около 1200 года нашей эры некая группа ученых мужей со всех уголков света собралась в городе Фес (Фез) в Марокко. Чтобы преодолеть языковой барьер, почтенное собрание использовало книгу из рисунков, страницы которой и стали символическими картами колоды Таро.
Таро Вечности

Поиск по форумам и блогам единомышленников показал, что девушек, в основном, интересует магическая сторона Таро, возможность предсказать развитие событий, обрести и удержать любимого, защитить себя от испытаний судьбы. Мужчины склонны видеть в Таро одну-единственную идею, ту, которую они видят вообще во всём вокруг и которой они одержимы. Иногда это религиозная доктрина, иногда - психологическая теория или постулат о первенстве той или иной культуры (к примеру, древнеегипетской). Лично я исхожу из того, что современное Таро, в том виде, в каком оно дошло до нас, - это синтез множества аспектов, трансформация восточной мистики в западную, ибо карты (либо их прообраз) попали в Европу к концу 13 века, после возвращения крестоносцев домой.
Древнее Флорентийское Тарот

В 1392 году, как явствует из казначейских документов, Жакмьен Грингонье изготовил для французского короля Карла Шестого три позолоченные и разнообразно украшенные колоды карт. Однако САМОЕ РАННЕЕ упоминание игральной колоды относится к летописи немецкого города Берн за 1367 год, когда там был издан указ о запрете азартных карточных игр. В 1450 году в Италии выходит знаменитая, шедевральная колода Бонифаццио Бембо, известная под названием Висконти-Сфорца. Судя по следам гвоздей на рамках кожаных арканов, карты Висконти-Сфорца прибивали к стенам, во-первых, для украшения, а во-вторых потому, что они, как считалось, приносили удачу. Арканов с традиционно негативным смыслом, таких как  Смерть, Дьявол или Башня, - колода просто не содержала. В наши дни болгарскому художнику-тароисту Атанассу Атанассову пришлось полностью реконструировать эти арканы для современного издания колоды. В 15 - 16 веках оформляются и образы Марсельского Тарот, вообще-то напечатанного впервые в Лионе.
Таро Висконти-Сфорца

Путешествуя по Риму на такси, я не удержался от вопроса, есть ли поблизости от городского центра магазинчик, в котором можно приобтести Таро. Итальянцы реагируют исключительно на слово "тароччи", и наконец водитель тормознул возле витрины какого-то сувенирного заведения. Я считал, что Европа гадает почти исключительно на итальянских картах и что их продают в Италии на каждом углу и в несметном разнообразии... Оказалось, в Риме едва можно найти стандартную колоду Райдера, да и ту по бешеной цене. Возможно, причина в том, что римляне не нуждаются в дополнительной мистической практике, - их город ПОРАЗИТЕЛЕН и мистичен САМ ПО СЕБЕ. Здесь каждая статуя, каждая картина, каждая архитектурная особенность храма, фонтана или улицы, - таят загадку, сказочность и необыкновенное, "нездешнее" тепло. Римское искусство не является академически строгим, оно проявляет ЖИВОЙ ХАРАКТЕР (подобно арканам Тарот!). Оно хмурится, улыбается, иронизирует, живет собственными тайнами, легендами и воспоминаниями, - и в этом смысле РАЗИТЕЛЬНО отличается от строгого канонического искусства северных широт. Чем холоднее климат, тем выраженней скорбят лики святых, они интровертны (погружены в себя) и строго соответствуют назначенным стандартам. Ограничение плоти и непременная оглядка на "кару Небесную" - заложены в их ментальной природе. Совершенно не то - в Италии, стране любвеобильного Зевса, прекрасной Афродиты, веселого Диониса и блистательного Аполлона. Италия хоть и перешла под сень Креста, языческий характер ее мистики сохранился, там ОЧЕНЬ УМЕСТНА улыбка Моны Лизы, - подобное выражение лица - у всего итальянского искусства...

вторник, 1 ноября 2011 г.

Эффект Таро и "Алиса в Зазеркалье"



Долгое время меня не покидало унылое чувство "неразгаданности" языка Тарот. В самом деле, структура и общий смысл арканов описаны в литературе сотни раз. Более того, на все лады вскрыт «тайный мистицизм» карт, однако лавина эзотерических, алхимических и философских толкований сродни чернильному облаку, выпущенному осьминогом. Завеса сокрытия только привлекает. Я понимал, что смысл - где-то рядом, буквально на поверхности, что требуется всего лишь независимый и спокойный взгляд, способный "ухватить" его. На картах – прежде всего старинных - нет случайных элементов, все детали аркана указывают на его основную идею, ясную и завершенную. Я допустил, что на ранних (то есть наиболее адекватных) образцах Таро 15-17 веков символы как бы "рифмуются" между собой, образуя цельную аллегорию, подобие поэтической строфы. Часто исследователь выхватывает из контекста карты те или иные символы, но беспомощно умалчивает об остальных либо строит "туманные догадки" об их истинном содержании. Я решил "раскрепостить сознание", отвлечься от хрестоматийных азов «таронавтики» и вооружиться верой в согласованность мелочей.

Чем объяснить удивительный и несомненный феномен, известный как «эффект Тарот», способность карт выражать некую завершенную идею, мысль или подсказку? Тем, кто работал с раскладами, хорошо знаком «эффект дежавю» - «воспоминаний о неслучившемся»; «узнавание» событий, вещей, элементов и признаков, с которыми не сталкивался в реальной действительности. Дело в том, что карты обращены не столько к подсознанию, сколько к ЗНАКОВОСТИ нашего восприятия, переживаний, опыта, мышления и речи. Диалог человека с окружающим миром бесконечно разнообразен, но каждая реплика этого диалога есть МИФОЛОГЕМА, элементарный символический образ, наполненный нравственным содержанием. Способность откликаться на символы и постоянно творить их в душе и сознании присуща каждому человеку. Более того, ассоциации, или законы построения мифологем, довольно схожи у людей самых разных культур, эпох и убеждений. Таким образом, можно говорить как бы о «сверхъязыке», или «архетипичности», о том, на чем построены искусство, мифология и Судьба (то есть сбывшийся, реализованный миф, с поправкой на конкретные обстоятельства, разумеется).

Эдип, беседующий со Сфинксом
 Необходимо отметить, что Тарот оперирует  свойствами Времени, Пространства и человеческой личности,  пока изучеными очень мало. «Внешнее» и «внутреннее» видение вещей, с которых неожиданно спадает «пелена заурядности», - явление, часто сопутствующее процессу «считывания» карт.

Фрагмент из письма:
Множество книг, посвященных методикам освоения Таро, учат поверхностному рассматриванию картинок с последующим механическим соотнесением арканов с таблицей значений. Однако Таро - это не таблица умножения, равно как и не таблица, скажем, химических элементов с их удельной массой и вполне предсказуемым поведением.
Видимые изображения на картах - это лишь "дверцы", которые нужно научиться приоткрывать. Сюжет карты, если отнестись к нему непредвзято, - чрезвычайно вариативен, причем конкретное истолкование значения зависит от поставленного вопроса, а также от влияния окружающих карт. Можно сказать, что карты при каждом сеансе работы означают нечто новое, отличное от того, что они сообщили в прошлый раз и по другому поводу. Если бы карты четко соотносились с определенными стереотипами и складывались в предсказание почти механически, подобно тому как слово складывается из букв, а предложение - из слов, - для каждого третьего гадания приходилось бы обращаться всё к новым колодам, потому что прежние "израсходовали" свой "вещательный потенциал". Возьмем, к примеру, Шестерку Мечей и перечислим ее наиболее распространенные толкования, почерпнутые из авторитетных источников:

Универсальное Таро Уэйта
 Путешествие по воде, неизвестность, смутные очертания нового, организационные хлопоты, «подвешенное» состояние, волнение, консультант, переходный период, расставание, «от раздробленности к целостности», задание, необходимость.
«Друзья по несчастью», договоренность, аноним, «тихая гавань», шторм позади, семейные тайны, попутчики, приключение, стечение обстоятельств, бегство, общие интересы, посольство, резерв, изгнание, нахлебники, заложники, поставленные условия, тайные намерения.
 Мгновение доступной пониманию истины, явленность. Нет обстоятельств, но есть попутчики. Мы скользим по жизни в ладье настоящего, между сомнением и надеждой.
Универсальное Таро Дали
 В рамках традиции Дзэн Ошо предлагает следующую версию:
Между жизнью и умом существует постоянная дистанция. Ум косный, а жизнь подвижна и изменчива. Ум коллекционирует мертвые следы жизни. Противоречие, зазор между умом и жизнью вызывает страх неправоты и притупление восприятия.
Богемские Барочные Коты 

Ну и что? Какую интерпретацию выбрать для конкретного случая? По каким признакам одному из значений следует отдать предпочтение перед другими?
"Внимательно смотрите на карту, - и вам явится озарение!" - советует лавина учебников по Таро. Большинство исполнительных читателей так и поступит - и, скорее всего, будет жестоко разочаровано!

С того момента, когда карты извлечены из колоды и разложены определенным образом, когда им задан вопрос, но ответ всё ещё требует расшифровки, - природа арканов меняется. Только минуту назад они были обычными картами, колодой, набором условных знаков, архетипов, упакованных в коробочку. Отвечающие карты - уже не картон, а ОРАКУЛ. Его свойства отличаются от всего, что характерно для нашего мира и нашего обыденного мышления. Если не делать это важное допущение, трудно признать, что карты способны отражать будущее либо проникать в тайны, недоступные логическому восприятию.
По отношению к реальности расклад Таро есть АНТИМИР, либо "утопия", берущая начало в физическом измерении, однако устремленная в измерения иные, - как в плане времени, так и в плане состояния духа.
"Непривычные отношения между привычными понятиями" - вот что такое Таро. "Привычные понятия" узнаваемы - их можно соотносить и ассоциировать друг с другом, однако расклад, прочитанный на уровне "привычных понятий", - совершенно не информативен, он просто ни к чему не ведет. Это как замкнутый круг, тупик, печальная разрозненность изображений - и никакого откровения!

Принцип мистического языка карт, а также особенности их проявления именно в раскладе, - натолкнули меня на идею о сходстве Таро с волшебной страной Зазеркалья, описанной Льюисом Керролом в его сверхзнаменитой "Алисе".
Коротко говоря, в Зазеркалье действуют законы "обратного измерения". Их логика абсурдна для нашего мира, однако это всё-таки ЛОГИКА, и автор "Алисы" гениально обыгрывает главный эффект Таро: ЭФФЕКТ НЕПРИВЫЧНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИВЫЧНЫМИ ПОНЯТИЯМИ и объектами.
Время Зазеркалья развивается от настоящего к прошлому. Из этого следует, что причины и следствия не вытекают одно из другой, но всякое следствие ВЛЕЧЕТ за собой причину. Жители Зазеркалья превосходно осведомлены о том, что их ожидает. Фактически, они ПОМНЯТ СОБСТВЕННОЕ БУДУЩЕЕ. Они лишь проживают некий воображаемый сценарий судьбы, придавая ему статус действительности.
Становится непонятно, поэтому перейду к примеру. Белая шахматная королева, которую встречает Алиса, внезапно вскрикивает от боли, а из ее пальца начинает сочиться кровь. Королева не совсем уверена, ЧТО ИМЕННО с ней произошло, однако через пару минут она случайно прокалывает себе булавкой палец, после чего боль и кровотечение прекращаются.
Итак, первое, что замечает Королева, - это прямой результат ОТНОШЕНИЯ БУЛАВКИ К ПАЛЬЦУ. Связь уже есть, но сами объекты пока не явленны. Наконец, они проступают (обнаруживают себя), - и ситуация получает свое завершение, рана исцеляется.
Совершенно тот же эффект наблюдается в раскладе Таро. ВНАЧАЛЕ связи и отношения, и только потом, очень постепенно, - признаки и качества объектов, их "узнаваемость", соотнесенность с привычной действительностью.

Общая картина ситуации, на которую гадают, проступает из подсознания подобно медленно всплывающему айсбергу. Смутные тени, неясные очертания, затем - то там, то здесь, - верхушки ледяных гор над поверхностью океана, и наконец, во всем великолепии играющих на солнце граней и причудливых ледяных скульптур, является сам айсберг - ледяная гора или даже остров, вполне отчетливо видимый, однако частично погруженный в пучину "материнской" среды подсознания.

Следует помнить, что карты отражают те аспекты ИНОГО ИЗМЕРЕНИЯ, которые лишь претендуют на событийность и которые наш рассудок постичь не в состоянии. Карты любят, когда человек отдает себе отчет, зачем именно ему нужны те или иные сведения. В зависимости от намерений ответ предоставляется с разной степенью точности, а главное - с тактичным и мудрым советом, какой выбор предпочесть.
Важно понять, что наша жизнь, - в какой бы георгафии мы ее ни проживали, - целостна, она не состоит из случайных эпизодов. Обращаясь к картам, мы уподобляемся Белой Шахматной Королеве из "Алисы в Зазеркалье", которая чувствует боль, однако не может пока понять ее причину, не может уловить ТУ СВЯЗЬ (между булавкой и пальцем), которая станет ЯВНОЙ лишь со временем!
Мы полагаем, что НЕ ПОМНИМ СВОЁ БУДУЩЕЕ, в отличие от жителей Зазеркалья. Но Таро его "помнит" - и помогает нам прожить нашу судьбу так, чтобы мы по глупости не испортили себе удовольствие.

 В минувший четверг коротал вечер за статьей о пространственном принципе средневекового храма. И вот там написано о нижнем кубическом и верхнем купольном пространстве, первое из которых отождествляется с  миром земным, а второе – с миром Небес Обетованных, о подвижных и неподвижных небесных сферах, жилищах ангелов, и о Божественных чертогах (то, что в Каббале называется "Хейхалот"). Внезапно упоминание о трансформации сакрального пространства, о "перетекании" верхней его природы в нижнюю, - совместилось в моем воображении с арканом Маг, - и так я обнаружил ключ к этой карте. Она внезапно как бы приобрела объем, и этот эффект «трехмерности» мгновенно расставил всё по своим местам! Разумеется, в последующие дни я сделался странным и рассеянным, плохо воспринимал окружающее, потому что думал о других Старших арканах. Если мой подход верен, остается лишь дивиться, какая пропасть искусственных и ложных толкований лежит между древними и новейшими колодами, насколько переврано и запутано всё поколениями мистиков и оккультистов, сколько домыслов и натяжек разрешили себе умные, в принципе, люди. Идея каждого аркана - в ее простой, изящной, незамутненной форме, - представляет собой АФОРИЗМ, в котором духовный план сочетается с практическим, в котором всё улыбается и взаимодействует (что вообще характерно для ментальной природы итальянского искусства). Только теперь у меня есть право и стимул описать свои впечатления и поделиться ими. Египетские мистерии, Иудаизм (в частности, Каббала), Античная философия и Эпоха Возрождения - вот четыре великих источника, питающих душу Марсельского Таро. 







суббота, 29 октября 2011 г.

Почему Тарот?

Этот блог посвящен картам Тарот как феномену, к которому невозможно отнестись вполне объективно, ведь речь идет о символах,  о чем-то среднем между «очевидным» и «невероятным». Таро помогает обнаружить не столько факты и улики Судьбы, сколько  скрытые связи и закономерности, понимание которых избавляет нас от страха перед будущим и даже позволяет влиять на него. Таро как бы приподнято над физическим планом бытия, это зеркало формирования событий, желаний и выбора. Это в высшей степени ГУМАНИТАРНОЕ явление, вот почему я с радостью приглашаю всех НЕРАВНОДУШНЫХ к теме Тарот специалистов принять участие в комментировании блога. Я с не меньшим уважением приветствую и тех, кого просто занесло на мою страничку волей случая или из любопытства, ведь «Письма о Тарот» – будучи свободными авторскими текстами – посвящены в какой-то мере КАЖДОМУ, кто даст себе труд в них вчитаться.


В наши дни Таро наконец-то сделалось официальной ценной составляющей истории культуры, символом как нынешней эпохи, так и времен, давным-давно минувших. Отвергаемые религиозными институтами за упрощенную, пародийную передачу "вечных истин духа", карты, тем не менее, повязаны и с религией, и с философией, а также с мистикой, мифологией, книгопечатанием и художественной иллюстрацией. Со времен Фрейда и Юнга Таро тесно соприкасается с психологией и психотерапией. Мы живем в век технологий и ощущаем растущий дефицит свежих идей. Мы ускоряем и совершенствуем, однако изобретения даются нам с трудом, поскольку связаны с мистическим озарением, догадкой, всплывающей "из ниоткуда".
Знаменитый фантаст Филипп Дик назвал Таро "машиной для изобретения сюжетов". В этом определении указана важнейшая функция Таро как универсального инструмента ИНТЕРПРЕТАЦИИ, ведь с помощью карт можно объяснить и воссоздать на языке человеческих понятий всё что угодно – от мыслей вашей кошки до сокровенных тайн Вселенной. Таро не позволяет воображению гадателя разгуливать "без руля и без ветрил", оно всегда апеллирует к ЗАКОНУ РАВНОВЕСИЯ и, подобно египетскому богу Анубису, ВЗВЕШИВАЕТ на весах духовной справедливости меру удовольствия и меру страдания, отпущенные человеку. Таро учит, что каждое жизненное обстоятельство ОБУСЛОВЛЕНО множеством других, но в первую очередь - моральным выбором. Не столь важен объем фактических знаний о мироустройстве и не столь важно, каких религиозных догматов придерживается человек, но первостепенное значение имеет то, ЧТО он в итоге выбирает, к чему стремится на практике и какие ценности определяет для себя в качестве истинных.
Меня интересует – в частности - концепция Таро в ее связи с иудаизмом и еврейской традицией, которая резко отвергает причастность карт к собственным культурным устоям. То, что я собираюсь изложить в своих записях, моментально поставит меня в сложную ситуацию "между двух непримиримых огней" - ортодоксальной религией и крайней степенью языческой свободы, без которой немыслимы ни мистика, ни искусство. Религия построена не только на вере, но на рамках, границах и неприкосновенных догмах. Религия против отождествлений с ИНЫМ культурным ландшафтом, кроме ею же провозглашенного, ей всюду мерещатся идолы и дьяволята... 
Даже сам процесс гадания и чтения раскладов не представляется мне настолько увлекательным, как стройное и целостное объяснение "философии карт", их иносказательного языка, тех глубоких истин, которые в них зашифрованы БЕЗ ПРИВЯЗКИ К ЧЬЕЙ-ТО КОНКРЕТНОЙ ЖИЗНИ.  Само название «тарот» (ивр. תארות) имеет отношение к «הארה», «хаара» - «освещение», «объяснение».  Форма תארות указывает на отношение к будущему, это как бы «ПРЕДосвещение», «предварительное разъяснение» . Карты Тарот, - в их изначальном замысле, - являются не просто инструментом знания, но и средством сдерживания – благодаря полученному знанию - злого начала в человеке ("йецер ха-ра"), это напоминание о НЕОЧЕВИДНЫХ, НО НЕИЗБЕЖНЫХ связях между явлениями, о том, что если человек выбирает зло, - оно вернется к нему бумерангом. Просто Тарот показывает не поверхность, но суть событий с удивительным изяществом и наглядностью. Это не столько ОРАКУЛ, сколько "отвратитель от ошибок", напоминание о ценностях, которые сопровождают душу на протяжении циклов реинкарнации и в конце концов спасают от печальной судьбы.
Таро Белых Кошек

Изобразительный ряд Таро может отличаться некоторой топорностью картинок, поскольку в картах символ важнее уровня ТЕХНИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ рисунка. Таро - это как бы "шпаргалка культуры", ее память и сжатый конспект. Вместе с тем, для того, чтобы карты "говорили", они должны нравиться, как бы гипнотизировать восприятие, проникать в его магическое пространство и вызывать целостное, ясное представление по теме заданного вопроса.


Хотя игорная функция Таро практически сошла на нет еще в позапрошлом веке, возрождается культура гадания, медитации и психоанализа с помощью Таро. Дотошные исследования символики арканов иногда переходят все границы здравого смысла. Известно, что с конца 18-го века в Европе, и в первую очередь во Франции, начинается бурное тиражирование Марсельской колоды. Учитывая примитивную методику тогдашней печати, производителям было не до оккультных тонкостей изображения: они просто "гнали вал" для народа. Сегодня каждому штриху старинных арканов стремятся назначить заумное мистическое толкование, а это уже беспомощное школярство, а не «алхимия искусства» или «алтарь Истины».
Относительно новая разновидность Таро - колоды для детей. К ним относятся большинство "Сказочных" Таро, Таро Гномов, Эльфов, Друидов, Таро Драконов и Пиратов, Рыцарей и Принцесс, Таро по мотивам известных детских книг (равно как и литературной классики для взрослых). Всё это указывает на связь Таро с интеллектуальным кругозором, мышлением и любознательностью, с теми основами, которые пытаются привить детям уже в раннем возрасте...